В Восточно-Казахстанской области завершены работы по реновации трех участков трассы Усть-Каменогорск — Зыряновск — Большенарымское — Катон-Карагай — Рахмановские Ключи. Компания BI Road Construction привела в порядок отрезки дороги 88−92 км, 92−110 км и 114−131 км. Общая протяженность составила 39 километров.
Реконструкция всех трех участков трассы началась в апреле 2018 года. Проект восстановления автодороги на Рахмановские Ключи имеет государственное значение и финансируется из республиканского бюджета. Заказчиком выступает АО «Национальная компания «ҚазАвтоЖол».
После ремонта двухполосная дорога получила III категорию и ширину в 7 метров с усовершенствованным покрытием из асфальтобетона. Расчетная скорость движения по ней — 100 км/ч. Интенсивность движения в перспективе составит от 2000 до 6000 автомобилей в сутки — отличный показатель с учетом значимости дороги для туристической инфраструктуры региона.
«В ходе реализации проекта у нас возникали некоторые сложности. Например, горный рельеф затруднял доставку материалов, климат региона также периодически вносил свои коррективы в работу. Кроме того, мы не могли вести работы в две смены, так как параллельно шло движение транзитного транспорта и обеспечить безопасность в ночное время было очень сложно. Однако мы сумели поймать нужный ритм и уложиться точно в срок. Не в последнюю очередь этому способствовало наличие у нас собственного асфальтобетонного завода, дробильно-сортировочной установки и высокотехнологичной лаборатории, а также применение lean-инструментов для организации рабочих процессов», — рассказал руководитель проекта Аскар Султанов.
В пик сезона на проекте были задействованы 58 человек персонала и 34 единицы строительной техники. К работам широко привлекались местные кадры, инертные материалы поставлялись из Зыряновска и поселка Октябрьский.
Сегодня BI Road Construction продолжает работать на благо региона. С 2017 года дорожники компании реализуют проекты по реконструкции еще двух участков трассы Усть-Каменогорск — Зыряновск — Большенарымское — Катон-Карагай — Рахмановские Ключи" — км 56−72 и км 72−88 общей протяженностью в 28 км. Здесь двухполосная дорога III категории предусматривает практически все виды «начинки»: съезды, автобусные остановки, водопропускные трубы и скотопрогоны.
Изюминкой участка «км 56−72» станет уникальный мост, который будет переброшен через ущелье между двумя холмами. Его длина составит 175, а высота — 45 метров. Стоимость переправы, без учета лавинных ограждений, составляет 1,3 млрд тенге. Подобное сооружение будет возведено впервые в нашей стране, однако его строительство находится сейчас под угрозой срыва. Дело в том, что участок, на котором должен быть возведен мост, относится к землям лесного фонда (на них строительство запрещено) и до сих по не передан на баланс АО «НК «ҚазАвтоЖол», что не позволяет начать работы.
«Возведение моста займет 20 месяцев. В планах было ввести его в эксплуатацию в 2019 году, а полностью завершить проект в 2020-м. Если земли не передадут на баланс „КазАвтоЖола“ в этом году, то сроки сдачи объекта сдвинутся с 2020 года на 2021 или даже 2022 год», — сообщил директор Зыряновского филиала «АБК-Автодор НС» (подразделение BI Road Construction) Айдын Майусов.
Есть у текущих проектов и другие сложности. Например, с поставкой битума, который приходит из других областей и стоит дороже, чем заложено в проекте. Кроме того, на участке 72−88 км имеются неточности в проектировании (дорога не соответствует рельефу, не предусмотрены заболоченные места), что также сказывается на общей стоимости работ.
Тем не менее строителей это не останавливает — преодолевая трудность за трудностью, они продолжают работать круглосуточно и вести все возможные виды работ. В том числе буровзрывные, необходимые для того, чтобы опустить горные участки на 20−30 метров в районе поселка Александровка. Проект подразумевает общий объем буровзрывных работ — более 2 млн куб. метров. На сегодняшний день взорвано уже 1,2 млн кубов.
Результатом реализации проекта станет полное исключение из маршрута до Рахмановских Ключей лавиноопасных и крутых горных участков, перевалов Тещин язык и Осиновский. Трасса лишится всех серпантинов и станет короче, а значит, любимые казахстанцами и иностранными туристами курорты наконец станут ближе.