USD
494.87₸
-0.330
EUR
520.65₸
-1.690
RUB
4.91₸
-0.030
BRENT
74.37$
BTC
98504.80$
+460.900

Как будут продвигать казахстанский турпродукт?

В Глобальном индексе конкурентоспособности путешествий и туризма Казахстан занял 81-е место

Share
Share
Share
Tweet
Share
Как будут продвигать казахстанский турпродукт?- Kapital.kz

О том, что сделано и что планируется сделать для популяризации и продвижения туристического потенциала Казахстана, рассказал в интервью «Капитал.kz» председатель правления АО «НК «Kazakh Tourism» Рашид Кузембаев.

Туризм в цифрах

— Г-н Кузембаев, давайте начнем со статистики. Каковы ключевые показатели и текущее состояние туристической отрасли страны, насколько она сегодня конкурентоспособна?

— За I полугодие этого года количество въездных туристов составило 4,1 млн человек, по сравнению с аналогичным периодом 2017 года рост на 22%. Таких цифр не было за весь период независимости Казахстана. Кроме того, по внутреннему туризму — 2,6 млн человек, рост на 7%.

При этом нужно отметить, что сальдо по итогам 2017 года было отрицательным — минус $20,39 млн, однако эта цифра значительно сократилась за последние пару лет, и мы уверены, что по итогам текущего года этот положительный тренд сохранится.

В Глобальном индексе конкурентоспособности путешествий и туризма (ИКПТ) ВЭФ — 2017 Казахстан занял 81-е место из 141 страны, ненамного улучшив свои позиции по сравнению с предыдущим индексом 2015 года — 85-е место. Это достаточно низкий показатель. По некоторым позициям рейтинга, таким как международная открытость, эффективность маркетинга и брендинга, качество сервиса, эффективность использования природных ресурсов, господдержка отрасли и приоритетность сектора туризма, транспортной инфраструктуры и др., мы находимся в конце и даже ниже первой сотни. В то же время, согласно ИКПТ ВЭФ — 2017, в Казахстане сложилась благоприятная среда для ведения бизнеса. Показатель здоровья и гигиены улучшился за последние два года, и страна стала более конкурентоспособной в плане цен.

В целом я считаю, что Казахстан вполне конкурентоспособен в туристической сфере. При этом есть отставание от развитых туристических стран в части развития информационной составляющей, транспортной и мягкой туристической инфраструктуры, качества сервиса. Есть проблемы с квалификацией гидов, объективностью статистики и по ряду других вопросов. Все эти проблемы постепенно решаются, но нужны более решительные меры.

Поэтому руководством страны принято решение о разработке государственной программы по развитию туризма «Туристік Қазақстан», работа над которой должна быть завершена до конца этого года. Кроме того, глава государства дал поручения внести изменения и дополнения в законодательство по туризму. Все эти меры позволят создать большой фундамент для того, чтобы туризм в нашей стране из приоритетной отрасли на словах стал таковым в реальности.

— Какие экономические эффекты это даст?

— Чтобы представить в измеряемых параметрах, насколько значимо развивать туризм, приведу такие цифры. Туризм сегодня является не только крупнейшей, но и наиболее быстро развивающейся отраслью миро­вого хозяйства, темпы ее роста почти в два раза превосходят темпы роста других отраслей эконо­мики. По ключевым показателям, в том числе по эффективности инвестиционных вложений, туризм сравним с нефтедо­бывающей промышленностью. На сферу туризма приходится около 10% мирового совокупного про­дукта, 30% мирового экспорта услуг, 7% мировых инвестиций, 9% рабочих мест и 5% всех нало­говых поступлений.

В среднем для получения доходов, эквивалентных тем, которые дает один иностранный турист, надо вывозить на мировой рынок примерно 9 тонн каменного угля или 15 тонн нефти, или 2 тонны высокосортной пшеницы. При этом продажа сырья истощает энергоносите­ли страны, а туризм работает на возобновление ресурсов. Каждый турист, въезжающий в страну, расходует в среднем около $20 каждый час и создает в среднем каждое 10-е рабочее место.

По оценкам ВТО, к 2020 году ожидается, что вояжи по известным городам, на популярные курорты и к памятникам истории и культуры совершат 1,8 млрд человек, доходы от гостинично-туристических услуг составят примерно $2 трлн, в сфере туризма будет создано 350 млн рабочих мест.

— А какова сейчас доля туризма в структуре ВВП Казахстана?

— На сегодня доля доходов от туризма в ВВП — около 2 %, тогда как в среднем по миру данный показатель составляет порядка 9−10%. По итогам реализации Государственной программы развития туризма РК до 2023 года отрасль туризма должна стать одной из основ национальной экономики, и ее доля в структуре ВВП страны достигнет 8%. Число занятых в туристической отрасли по итогам реализация госпрограммы вырастет с 400 тыс. до 650 тыс. человек.

«4Е» и суббренды — каким будет казахстанский турбренд?

— Чем непосредственно будет заниматься ваша организация для достижения этой цели?

— Одно из главных направлений работы национальной компании Kazakh Tourism — эффективное продвижение на внутреннем и международном рынках национального турпродукта Казахстана. Мы четко понимаем, какие направления туризма интересны для привлечения казахстанских и зарубежных туристов. Для формирования национального турпродукта мы сконцентрировались на четырех ключевых, на наш взгляд, видах туризма. Это эко- и этнотуризм в качестве основного турпродукта нашей страны с ее уникальной природой и самобытной культурой, а также проведение фестивалей, MICE и развлекательных мероприятий, приключенческих туров и программ с этническими компонентами. Эти четыре элемента объединены в концепцию «4Е» (eco, ethno, events и entertainment), которая заложена в основу казахстанского туристического бренда.

С участием казахстанских и зарубежных экспертов разработаны несколько вариантов странового туристического бренда, которые уже были представлены правительству. Мы надеемся, что в ближайшее время страновой туристический бренд будет утвержден.

Вместе с проектами бренда разработана стратегия продвижения, которая также легла в основу госпрограммы. Стратегия определяет основные целевые рынки и подходы по продвижению.

Как национальный оператор по продвижению странового туристического бренда мы ведем работу по разработке и продвижению в дальнейшем как самого бренда, так и суббрендов, которые опираются на общеизвестные и признанные исторические факты. Это — «Родина яблок» (AlmaFest), «Путь тюльпана» (Tulip way) — зародившись у нас, этот цветок начал распространяться дальше по всему миру, «Одомашнивание лошади», «Алтай — колыбель цивилизации» и «Великий Шелковый путь — Казахстан».

Батыры, блогеры, Димаш…

— Что уже сделано нацкомпанией за неполный год существования для продвижения туризма?

— Проведена работа по формированию «Карты туристификации Казахстана», в которую вошли 60 объектов и дестинаций. Критериями отбора стали уникальность объекта в качестве туристического магнита и потенциальный рост туристического потока, также учитывалась их историко-культурная значимость. Например, памятники ЮНЕСКО, объекты Великого Шелкового пути, а также сакральные объекты, согласно программе «Рухани Жаңғыру». Среди этих объектов был выделен топ-10 республиканского масштаба — они обеспечат кардинальный рост турпотока и увеличат вклад туризма в экономику.

Для четкого понимания состояния отрасли мы своими силами провели ряд маркетинговых и аналитических исследований, изучили мировой опыт развития туризма, деятельность аналогичных компаний за рубежом. На регулярной основе оказывается информационная и методическая поддержка субъектам туристической деятельности. Наши аналитические отчеты и дайджесты получают как коллеги из местных исполнительных органов, туристических информационных центров, так и представители НПП «Атамекен» и отраслевых ассоциаций.

С начала этого года мы организовали участие нашего турбизнеса в пяти международных выставках. Несмотря на ограниченное финансирование на формирование казахстанского стенда, нам удалось существенно увеличить количество посетителей наших павильонов за счет этнического контента. Мы пригласили в качестве наших представителей батыров ростом свыше двух метров, актеров театра «Арлан». Их появление на любой выставке и за ее пределами в полном обмундировании средневековых казахских воинов неизменно производило фурор.

26 марта прошел первый официальный визит вновь назначенного Генерального секретаря ЮНВТО Зураба Пололикашвили. Он отметил большой потенциал Казахстана как дестинации эко- и этнотуризма, а также возможности Астаны и Алматы в качестве центров делового туризма в регионе. По итогам визита г-на Пололикашвили был достигнут ряд договоренностей, в том числе об организации встречи министров туризма стран Шелкового пути под эгидой ЮНВТО в Астане, об открытии центра подготовки и переподготовки кадров туристической отрасли в Алматы под эгидой ЮНВТО, о проведении в Казахстане инвестфорума по туризму, возможному созданию в Астане международного инновационного центра в сфере туризма.

Для продвижения Казахстана на масштабном китайском рынке мы организовали известным блогерам из Китая, число подписчиков которых составляет более 100 млн, два инфотура по туристическим объектам Астаны, ЩБКЗ, Алматы и Алматинской области, а также в Восточно-Казахстанскую и Туркестанскую область. Общий охват их публикаций на сегодняшний день составляет свыше 140 млн китайских читателей, и их число ежедневно растет. Кроме того, прошли инфотуры для крупных MICE-агентств из Росcии, Индии, ОАЭ, Китая и Польши, во время которых был презентован весь потенциал казахстанского делового туризма. Достигнуты договоренности о ежегодном проведении в Казахстане российскими MICE-компаниями не менее трех мероприятий начиная с 2019 года. Кроме того, наши туроператоры уже сейчас принимают туристические группы, в частности из ОАЭ, планируется приезд индийских групп.

С учетом больших заслуг нашего Димаша Кудайбергена в популяризации страны он заслуженно стал первым послом туризма Казахстана. Общеизвестный факт, что во время каждого своего выступления Димаш приглашает своих почитателей посетить Казахстан. Нами был организован промотур «Димаш-тур» по маршруту Алматы — Актобе — Астана. На презентацию «Димаш-тура», прошедшего этим летом, были приглашены руководители фанклубов Димаша из 10 стран — Китая, США, Германии, Франции, Малайзии, Японии, Индонези, России, Украины и Казахстана, с которыми лично встретился Димаш. Кроме того, они приняли участие в детском фестивале в Актобе, инициаторами которого выступили родители нашего певца.

Следующими послами стали известные казахстанские и российские космонавты Талгат Мусабаев, Анатолий Арцебарский, Юрий Маленченко и Юрий Батурин. В советское время лечебные свойства воды озера Алаколь использовались как один из этапов медицинской реабилитации летчиков-космонавтов после полетов в космос. Поэтому они были приглашены посетить эту курортную зону и тем самым начать возрождение давней традиции.

Фестивали и экспедиции

— Какие событийные проекты были реализованы?

— В рамках празднования 20-летия Астаны в столице был проведен Международный этнофестиваль «Көшпенділер әлемі», который собрал порядка 5 тыс. гостей, в том числе 300 из-за рубежа. Он был разработан по модели успешного и узнаваемого в мире венгерского «Гунно-тюркского курултая», собирающего до 250 тыс. гостей. Особый колорит фестивалю придало участие в нем зарубежных команд из Венгрии, Болгарии, Турции, Украины, Кыргызстана, России.

Kazakh Tourism также выступил организатором 6 экспедиций по природным объектам и покорению 20 горных вершин, ход которых широко освещался в СМИ и социальных сетях. В составе команд были не только профессионалы туризма и альпинизма, но и представители СМИ, известные блогеры, включая зарубежных гостей. Информационным партнером выступило агентство «Хабар», а в составе завершающей экспедиции по Великому Шелковому пути принимает участие National Geographic Russia. По результатам этих мероприятий будут разработаны новые туристические маршруты, проведена инвентаризация туробъектов, составлены путеводители по маршрутам экспедиций и объектам восхождений, сформирован большой объем фото- и видеоматериалов, которые будут использованы в дальнейшей работе по продвижению туристического потенциала нашей страны. Кроме того, будет выпущен цикл передач и фильмов, что послужит популяризации активных видов туризма на внутреннем и международном рынках.

Страна должна знать свои достопримечательности

— Что делается для привлечения внутренних туристов?

— Реализуется ряд проектов в партнерстве с национальной компанией «Қазақстан темір жолы», агентством «Хабар», национальной компанией"ҚазАвтоЖол". В частности, начиная с мая текущего года в аэропортах Астаны, Актобе, Кокшетау, Костаная, Павлодара и Шымкента, а также железнодорожных вокзалах Астаны, Алматы, Актобе, Кокшетау и Уральска ежедневно в среднем 743 раза показывают познавательные видеоролики о туристическом потенциале регионов Казахстана. С июня в 22 поездах «Тұлпар-Тальго» и 9 фирменных скоростных поездах «Қазақстан темір жолы» стал доступен для просмотра цикл телепрограмм Unknown Kazakhstan («Неизвестный Казахстан») на казахском и русском языках. Также с начала лета ролики транслируются в 260 ЦОНах по всему Казахстану. Надеемся, что в скором времени они будут доступны также и на борту самолетов наших авиаперевозчиков. Весь используемый видеоконтент был изготовлен и предоставлен телеканалом Kazakh TV на безвозмездной основе. На таких же принципах он ротируется в ЦОНах и на объектах КТЖ. Его же мы используем на значимых международных туристических выставках.

Совместно с официальным рекламным оператором Международного аэропорта «Нурсултан Назарбаев» мы начали размещать фотографии пейзажей Казахстана известного фотографа Константина Киквидзе в зонах вылета (гейтах). Аналогичная работа будет проведена в аэропорту Алматы и Актау.

Ставка на медиа

— С какими отечественными и зарубежными СМИ сотрудничает Kazakh Tourism для популяризации казахстанского турпродукта?

— Ведется совместная работа с казахстанскими интернет-порталами STEPPE и WE project. Со STEPPE мы договорились о размещении 10−15 аналитических выпусков о туризме, с WE project — о создании постоянной рубрики по внутреннему туризму, оба партнерских проекта осуществляются на безвозмездной основе. Аналогичная работа ведется и с сайтом TengriTravel. Кроме того, был издан специальный номер National Geographic Qazaqstan об особенностях туризма в Казахстане.

Совместно с «Қазақрадиолары» реализуется проект по популяризации внутреннего туризма в Казахстане «СапарLike». Среди туристов запущен розыгрыш ценных призов и сертификатов на путешествие. На сегодняшний день уже вышло 24 выпуска программы, до конца года планируется еще 11 выходов. 20 декабря будет определен победитель розыгрыша из числа участников, посетивших топ-20 туристических объектов Казахстана.

Что касается работы с зарубежными каналами продвижения, то с сентября стартовала международная рекламная кампания на канале Euronews NBC с размещением рекламного ролика. Всего планируется более 200 показов. Учитывая, что охват телеканала Euronews NBC составляет 430 млн домовладений в 166 странах мира, можно говорить о широкой информационной кампании, позволяющей презентовать все возможности Казах­стана мировой общественности.

Буквально за минувшие выходные данный рекламный ролик взорвал социальные сети и мессенджеры и вызвал многочисленные положительные отзывы со стороны казахстанцев и иностранцев. При наличии соответствующего бюджета мы могли бы распространять такие ролики во всех целевых регионах, таких как Россия, Китай, Индия и другие.

Хочу отметить, что в качестве бонуса к этим роликам на Euronews NBC размещаются телепередачи о туризме и путешествиях по Казахстану. Это City Tour — показ красочного слайд-шоу из фотографий городов: с 24 по 29 августа — показ эпизода об Алматы и Алматинской области, с 20 по 25 сентября — показ эпизода об Астане и о Боровом, с 27 сентября по 2 октября — о Шымкенте и Туркестанской области. Также 30 августа стартовали Adventures — передачи о нескучных путешествиях по Казахстану. На сегодняшний день вышли три из четырех запланированных программ об активном отдыхе на Шымбулаке и охоте с беркутом, о катании на лошадях в Боровом и джип-турах в Мангистау. Хронометраж каждого эпизода — 90 секунд. Всего планируется 60 показов.

Ключевым элементом в продвижении Казахстана в качестве туристического направления является страновой портал по туризму. В рамках обслуживания портала KAZAKHSTAN. TRAVEL, которое осуществляется с весны этого года, мы проводим его полную модернизацию. В частности, в портале разработаны дополнительные модули и информационные справочники по туристическому бизнесу, туристическим дестинациям и маршрутам, модули аналитики, новостей, поддержка пользователей и т. д. Большое внимание уделяется насыщенному и интересному контенту, для подготовки которого приглашены к сотрудничеству наши коллеги из ряда интернет-изданий, известные блогеры, фотографы и видеорежиссеры. Это будет интересный динамичный портал, обновляемый на регулярной основе, который будет поддерживаться на 6 языках. В дальнейшем на базе портала KAZAKHSTAN. TRAVEL мы планируем создать единую информационно-коммуникационную площадку отрасли «е-туризм», сделав ее максимально пригодной для использования непосредственно самим туристом, представителями турбизнеса и государственными органами. Модернизированная версия портала будет запущена в октябре, одновременно с этим начнется и компания по его поддержке в социальных сетях и традиционных СМИ.

— Какая работа ведется по продвижению инвестиционного потенциала туристической отрасли?

— Национальная компания Kazakh Tourism будет фокусироваться на объектах, которые вошли в топ-10 «Карты туристификации». Сейчас ведется работа по разработке мастер-планов по этим 10 объектам, где будут определены приоритетные инвестпроекты.

В ноябре текущего года планируется проведение первого туристического инвестиционного форума Astana Kazakh Tourism Invest Forum 2018, где широкой аудитории инвесторов будут презентованы уже конкретные якорные проекты.

В дальнейшем компанией будет осуществляться активное продвижение приоритетных инвестпроектов, в том числе посредством активного взаимодействия с АО «НК «KazakhInvest». Совместно с международными консалтинговыми компаниями по якорным проектам будут подготовлены инвестиционные предложения (тизеры и меморандумы) для презентации на отечественных и зарубежных инвестиционных мероприятиях.

8159ebf5ec49e4654f6e75bc0af.jpg

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.