Грузоперевозки между Казахстаном и Узбекистаном набирают обороты

10.05.2018 • 11:03 1522

Грузоперевозки между Казахстаном и Узбекистаном набирают обороты

Как игроки рынка оценивают перспективы сотрудничества

Узбекистан начал активно выстраивать торговые отношения с соседями по новым правилам. Теперь эта страна заинтересована в двустороннем сотрудничестве и привлечении инвесторов, то есть грузооборот между странами будет только расти при сохранении такой политики. Директор филиала группы компаний AsstrA в Алматы Маргарита Дядяева рассказала корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz о ситуации на рынке и перспективе сотрудничества.

eebd704ab059f91f4e54d05c683.jpg

— Маргарита Александровна, прокомментируйте изменение делового климата в Узбекистане: рынок стал открытым, насколько он теперь будет интересен казахстанскому бизнесу?

— На мой взгляд, открытие рынка Узбекистана дает больше возможностей для работы с этой страной. Ранее Казахстан и Узбекистан также очень плотно сотрудничали, но при открытии рынка у наших предпринимателей и производителей появилось больше возможностей для экспорта и импорта товаров между двумя странами. С 2016 года виден прирост экспорта и импорта продукции — как вы понимаете, это ведет за собой увеличение грузопотока.

— Какова сейчас ситуация с грузооборотом между странами?

— Мы регулярно отслеживаем ситуацию, на данный момент в торговых отношениях с Узбекистаном Казахстан придерживается активной экспортной позиции: по данным открытых источников, экспорт прирос в стоимостном выражении сразу на 39%, импорт — на 27%. По итогам 2017 года экспортные поставки РК в Узбекистан достигли 662 миллионов долларов США — это сразу на 38,5% больше, чем в аналогичном периоде годом ранее. В тоннах объем экспорта вырос на 7,7%, до 2,66 миллиона тонн. Семь из десяти экспортных позиций — промышленная продукция: продукты нефтедобычи и горно-металлургического комплекса: в секторе газа и нефти лидируют газообразные углеводороды (90,1 млн долларов), кроме того, значительный прирост отмечен для нефти и нефтепродуктов (34,2 млн долларов, прирост сразу в 5,5 раза). В сегменте горно-металлургической продукции основные экспортные позиции — полуфабрикаты из железа и стали (79,3 млн долларов, прирост в 2,4 раза), прокат из железа и стали без покрытия (20,6 млн долларов, рост в 2,5 раза) и с покрытием (15,8 млн долларов, рост в 1,5 раза).

Должна заметить, что еще три позиции из топ-10 экспортной корзины — товары агропромышленного комплекса. Однако в этой сфере по двум ключевым позициям отмечен спад экспортной активности: пшеница и меслин (102,4 млн долларов, -0,4% за год) и мука (56,1 млн долларов, -25,4% за год). В приросте — семена подсолнечника (25,4 млн долл., +40,6%).

— А что завозят из Узбекистана в Казахстан?

— По мнению экспертов рынка, импорт вырос в денежном выражении (+26,5%, до 393,3 млн долларов), но сократился в натуральном (-25%, до 656,7 тыс. тонн).

Здесь надо понимать, что из Узбекистана РК завозит в основном сельскохозяйственную продукцию: свежие фрукты (71,9 млн долларов, -11,5% за год), томаты (25,4 млн долларов, +29,7%), виноград (17,1 млн долларов, -24,6%), сухофрукты (15,1 млн долларов, +54,2%), овощи (11,9 млн долларов, +7,6%).

Добавлю, что из ключевых импортных позиций — газообразные углеводороды (56,7 млн долларов, +36,4%), полиэтилены (28,1 млн долларов, годовой рост в 5,3 раза), азотные удобрения (13,2 млн долларов, +17,3%), цинк (11,9 млн долларов) и, конечно, продукция узбекского автопрома (10,6 млн долларов).

— Как вы оцениваете перспективы развития отношений между странами?

— Вы знаете, еще год назад на встрече президентов Нурсултана Назарбаева и Шавката Мирзиёева было решено нарастить ежегодный товарооборот до 5 млрд долларов к 2020 году. Также было подписано соглашение, призванное усовершенствовать торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничестве между Узбекистаном и Казахстаном. Документом запланировано создание сети совместных торговых домов по ключевым направлениям: взаимная продажа нефти и нефтепродуктов, а также электротехнической, машиностроительной, автомобильной, фармацевтической и агропромышленной продукции.

Более того, налаживается сотрудничество между НУХ «Байтерек» и Национальным банком внешнеэкономической деятельности Узбекистана. Кроме того, планируется запуск крупноузловой сборки легковых автомобилей, автобусов и сельскохозяйственной техники, выпускаемых казахстанскими и узбекскими предприятиями «Азиа-Авто», KazKioti, «СамАвто» и GM Uzbekistan.

Я считаю, что все это говорит о серьезном намерении сторон развивать торгово-экономическое сотрудничество. Для этого есть все предпосылки и ресурсы. Грузооборот между странами будет только расти.

К тому же после смягчения экономической ситуации и валютного контроля в Узбекистане открылись новые возможности для работы с грузоотправителями и грузополучателями этой страны. Узбекистан — страна, богатая плодово-овощной продукцией, хлопком, природным газом и т. д. Открылись огромные перспективы для экспорта продукции, выращенной и произведенной в Узбекистане, а также открываются новые возможности при импорте товаров назначением в Узбекистан. Мы видим, как с каждым днем увеличивается количество договорных отношений между предпринимателями наших стран, следовательно, нарастает грузопоток в данных направлениях.

— Какие вопросы возникают при росте товарооборота? Наверняка есть механизмы, которые требуют проработки, или необходимо пересмотреть какие-то документы?

— Надо понимать, что открытие новых рынков сбыта всегда влечет за собой поиск решений для оптимизации затрат, ускорения процедур при прохождении пограничных пунктов пропуска, удешевления логистических затрат и увеличения провозных возможностей обеих стран.

Сейчас между Узбекистаном и Казахстаном на базе проекта USAID разработан стратегический план партнерства, а именно: разработка механизма государственно-частичного диалога в реализации региональных соглашений, совершенствование законодательства двух стран в сфере транспорта и логистики, разработка единого формата предварительного информирования в системе управления рисками, совершенствование форм обеспечения таможенных гарантий, внедрение электронной системы предварительного уведомления таможенных органов о грузах и транспортных средствах, разработка программ повышения квалификации в области логистики.

— И еще один вопрос, который касается грузооборота с нашими соседями. В России началось строительство первой частной автомагистрали: трасса длиной 2000 км свяжет Казахстан и Беларусь. Будет ли AsstrA Казахстан ею пользоваться?

— Конечно, мы будем ею пользоваться. Платные дороги — это более качественная инфраструктура, большие скорости движения (из-за более качественного дорожного покрытия и меньшего количества стороннего транспорта). Также они отличаются большей сохранностью груза.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

товарооборот грузооборот

10.05.2018 • 11:03 1522

Поделиться
Грузоперевозки между Казахстаном и Узбекистаном набирают обороты
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus