Проблемы казахстанских перевозчиков в отсутствии должного стабильного субсидирования. Об этом заявил заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Ельдос Рамазанов.
«В настоящее время в сфере пассажирских городских перевозок накопились системные проблемы, это наглядно показывают забастовка в Жамбылской области и трагедия в Актюбинской области», — говорит Ельдос Рамазанов.
Заместитель председателя правления считает, что одна из ключевых проблем — это отсутствие должного субсидирования убытков перевозчиков, учитывая, что в отрасли существует высокий износ парка автобусов.
«Из порядка 12 тыс. автобусов по стране физический износ составляет около 60%. При этом ежегодное обновление автопарка составляет лишь от 3 до 5% ежегодно при необходимых 20%, то есть трех тысяч. Не исключается и такие моменты, как рост цен на горюче-смазочные материалы, запчасти и пр., в связи с чем отрасль стала убыточной и не развивается. Казахстанские перевозчики накопили огромные суммы долгов и зачастую уже не способны обслуживать население. Такая ситуация складывается как у частных, так и муниципальных парков», — подчеркнул Ельдос Рамазанов.
«Атамекен» считает, что на сегодняшний день отрасль не способна обновлять автопарк, под угрозой срыва регулярные перевозки. А это несет в себе сбой в работе промышленных предприятий и нанесет серьезный ущерб экономике страны.
«Если полагаться на тот же международный опыт в большинстве развитых стран — общественный транспорт субсидируется государством. У нас субсидируются перевозки лишь в 7 регионах (Алматы, Алматинская, Акмолинская, ВКО, Павлодарская, СКО, Кызылординская области. — Ред.) из 16, и то лишь частично. Хотя имеется вся необходимая нормативно-правовая база. Данная ситуация неприемлема для развития пассажирских перевозок. „Атамекен“ неоднократно поднимал этот вопрос на правительственном уровне. Сейчас по поручению первого заместителя премьер-министра РК Аскара Узакбаевича Мамина разработана Комплексная программа развития пассажирских автобусных перевозок, которая находится на рассмотрении в правительстве», — сообщил Ельдос Рамазанов.
В программе предусмотрено субсидирование в полном объеме.
«В свою очередь бизнес готов взять на себя обязательства по повышению прозрачности, увеличение казсодержания через механизм „связанных“ субсидий, что даст тысячи рабочих мест и десятки миллиардов тенге налогов и, самое главное, обеспечение безопасности. Добавлю, что уже имеется положительный опыт, это применение электронного билетирования (Алматы, Астана и Караганда), GPS-треккеров (в большинстве регионов) и автоматических счетчиков пассажиров, что обеспечивает финансовую прозрачность и повышение качества услуг пассажирам. В целом „Атамекен“ подчеркивает необходимость разработки отдельной государственной программы развития автомобильного транспорта, которая даст толчок в правильном, качественном и, еще раз повторюсь, безопасном развитии отрасли», — резюмировал заместитель председателя правления.