В Москве прошла XII международная конференция «Евразийская интеграция», посвященная вопросам сотрудничества Казахстана, России, Кыргызстана, Беларуси и Армении в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). О том, какие инициативы для получения видимых экономических преимуществ для государств-партнеров обсуждались в ходе встречи, в специальном репортаже корреспондента центра деловой информации Kapital.kz из Москвы.
А воз и ныне там
По мнению экспертов, за два года ЕАЭС, который позиционировал себя как ядро континентальной интеграции, от бурной стадии развития ушел в сторону медленных процессов, которые с трудом поддаются согласованию. Главный вопрос, который обсуждали в рамках конференции, — конкретные действия со стороны альянса, необходимые для укрепления союза и получения им весомых преференций. По словам экс-министра финансов России Алексея Кудрина, глобализация последние несколько лет демонстрировала три явных тренда — рост информационных мегаданных, увеличение миграционных потоков и смещение производственных цепочек. Алексей Кудрин считает, что последний для ЕАЭС особенно важен. В числе важных задач он видит также следование линии развития и поддержки ЕАЭС. Одно из его предложений — взаимодопуск компаний ЕЭАС к государственным закупкам. По его словам, экономический выигрыш ведущих стран не превысил бы 1%. Однако необходимо продемонстрировать миру серьезное отношение к этому союзу, победить «национальный эгоизм» и взять ответственность за развитие альянса в целом. «Раз мы договорились, за это надо отвечать», — заявил он.
Алексей Кудрин также подчеркнул важность развития инфраструктуры Китай-Европа и использования цифровых платформ. В рамках интеграции он призвал «двигаться смелее»: мир не стоит на месте, летом в Неваде успешно прошли испытания системы Hyperloop, которая обещает в разы увеличить скорость товаропотоков.
«Мы встраиваемся в цепочки глобальной цепочки добавленной стоимости. И страны ЕАЭС должны иметь свое место в этих цепочках», — добавил он.
От барьера!
По мнению председателя коллегии Евразийской экономической комиссии Тиграна Саркисяна, ЕАЭС — «второй в мире союз со столь глубокой интеграцией». Однако основная проблема наднационального органа — барьеры и ограничения, и 50% деятельности комиссии направлено на их снятие. Для ускорения интеграции Тигран Саркисян предлагает двигаться в сторону создания единых таможенных тарифов, технических регламентов и фитосанитарных требований. Саркисян добавил, что в целом у ЕАЭС отсутствуют реальные полномочия: «В обременительной практике вообще никаких полномочий нет».
Однако председатель ЕЭК отметил и позитивные тенденции союза в работе ЕАЭС с третьими странами. Первый договор с Вьетнамом принес весьма оптимистичные результаты: рост торговли превысил 25%. Далее последовал договор с Сингапуром, который ищет новые возможности для развития. Возможно подписание договора с Ираном, Индией, Египтом и Израилем. Тигран Саркисян подытожил: «От реализации проекта ЕАЭС выиграют все. И мое глубокое убеждение, что альтернативы этому проекту нет».
Соглашаться согласовываться
Глава Евразийского банка развития (ЕАБР) Дмитрий Панкин заявил, что насущным вопросом для ЕАБР является согласование инвестиционных проектов, которые при формально общей инфраструктуре зачастую реализуются в автономном режиме. По мнению Дмитрия Панкина, каждая из пяти стран развивает свою транспортную стратегию. Например, в Казахстане ведется строительство международной магистрали от Китая до границы России, которая упирается в русское бездорожье. Глава ЕБР подчеркнул важность реализации местных локальных инициатив. Необходимо учитывать потенциал мощной китайской экономики, но с осторожностью относиться к мысли о китайском транзите и вытекающие дивиденды.
«Говорить о возрождении Шелкового пути рано. Крупных проектов в России и Казахстане с китайскими деньгами нет. Есть сырьевые, а транспортных — единицы», — полагает Дмитрий Панкин.
Где искать компетенции
По мнению президента Финансовой академии Минфина РК Натальи Коржовой, странам нужно задуматься о процессе сопряжения образовательных дисциплин и создании единого рынка труда, который на данный момент охватил кадровый голод. В рамках реализации проекта был создан единый сетевой финансовый институт, представляющий все 5 государств. Он нацелен на грамотную интеграцию с международными игроками образовательного рынка, оперативное развитие и воспитание кадров. Наталья Коржова подчеркнула, что консенсус науки, достижений и практики, который характеризует институт, позволит добиваться больших успехов, чем имеют автономные вузы.
«Кто если не мы можем привнести экспертные оценки, которые будут услышаны правительством и центрами?» — сказала она.