Стоило Национальному банку РК снизить базовую ставку в феврале, обосновав это падением инфляции, как она выросла в этом же месяце. Ситуация в экономике пока мешает регулятору исполнять намеченные планы. Именно поэтому ему не стоит в ускоренном темпе смягчать условия на денежном рынке, рассказали центру деловой информации Kapital.kz отечественные эксперты.
Напомним, по данным агентства по статистике, инфляция в феврале этого года достигла 1%, ускорившись на 0,2 пп в сравнении с январем. Это произошло после замедления темпов в декабре и январе.
Экономист Ораз Жандосов предполагает, что, несмотря на февральский рост, в марте инфляция замедлится. Таков нынешний тренд, объяснил он.
«В январе Национальный банк достиг установленного инфляционного коридора. Если рассматривать 12-месячный цикл, то в феврале он так же удержал инфляцию в нем. В связи с этим, думаю, Нацбанк верно понизил базовую ставку до 11%», — сказал Ораз Жандосов.
Рост цен на продовольственные товары и топливо экономист считает главными немонетарными инфляционными факторами.
«Чем быстрее мы либерализуем цены на нефтепродукты, тем быстрее эти факторы перестанут влиять на размер инфляции», — добавил Ораз Жандосов.
Ускорение инфляции в феврале на фоне удорожания продовольствия и платных услуг удерживает уровень инфляции у верхней границы таргета Нацбанка. Этот фактор сигнализирует о сохраняющихся рисках дестабилизации потребительских цен, в то время как регулятор несколько форсирует смягчение денежной политики, понизив базовую ставку сразу на 1пп до 11% в феврале, считает аналитик АО Halyk Finance Асан Курманбеков.
«Укрепление нацвалюты почти на 20 тенге до 312 тенге за доллар за первые два месяца нового года также не оказало стабилизирующего эффекта на цены. Отметим, что тенге заметно ослабел к рублю в последние месяцы прошлого года и сейчас курс остается на таком же низком уровне», — пояснил он.
Запланированное в этом году повышение пенсий и пособий до 20% эксперт так же указал в числе немонетарных инфляционных факторов. Поэтому пока ситуация с дальнейшим поведением цен на потребительском рынке окончательно не прояснится стремительное смягчение условий на денежном рынке чревато выходом инфляции из-под контроля, считает Курманбеков.
«И даже административные меры сдерживания цен могут оказаться малоэффективными на фоне растущих госрасходов», — добавил он.
Форс-мажоров вроде девальвации в экономике в этом году не предвидится, но сохраняется уязвимость экономики от внешних факторов, отметила экономист Меруерт Махмутова. Министерство по инвестициям и развитию повысило заложенную в бюджете цену на нефть сорта Brent с 35 до 55 долларов. Это уровень прогноза Всемирного банка и других международных институтов.
Нацбанк может отвечать за монетарные факторы инфляции, но за немонетарные отвечает правительство, добавила эксперт. К ним относятся цены на топливо, тарифы в ЖКХ.
«Существует угроза импорта инфляции. Бензин в Казахстане дорожает из-за импорта высокооктанового бензина из России, где цены гораздо выше наших», — добавила она.