Участники страхового рынка назвали сроки, когда ориентировочно они приступят к оценке ущерба при ДТП, а также условия, при которых эта самая оценка будет гарантированно объективна. Напомним, с 1 января 2016 года начать выезжать на место аварии для оценки ущерба должны были представители страховых компаний, однако до сих пор данные функции выполняют оценщики. Официальная версия – отсутствие единой методики оценки. Первый заместитель председателя правления компании «Коммеск-омир» Владимир Акентьев подтвердил такую информацию в беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz и добавил, что страховщики готовы будут взять данные полномочия на себя уже через месяц, к апрелю.
«Дело в том, что по закону все стороны должны руководствоваться единой методикой, и это совершенно правильно, чтобы не было разногласий. Как это было раньше? Захочу - своему человеку оценю в два раза больше, и такая практика была массовой, вот поэтому эти поправки и прошли, когда страховщики пришли в парламент и принесли горы материалов. В принципе, объективной оценки не было, потому что не руководствовались едиными материалами. Теперь договорились о том, что эта методика будет существовать, разработку взял на себя Национальный банк как регулятор», – пояснил Владимир Акентьев.
Он также рассказал о проекте разработанной методики.
«Проект методики я уже видел, он, правда, еще не вышел, за основу взята методика судебной экспертизы. Если человек обращается в суд, то право оценки независимого оценщика у пострадавшего остается, если он не согласен с оценкой страховой компании, он может пойти к независимому оценщику и с этой оценкой обращаться в суд. Вся разница только в одном: ранее оценка была обязательной для страховщика. Неважно, что машина пострадала на сто тысяч тенге, а нам принесли миллионы, мы были обязаны платить эти миллионы. Теперь каждая сторона имеет право доказать свое, если сторона пострадавшего недовольна величиной суммы оценки, то он имеет право обратиться к независимому оценщику, повторюсь», - сказал Владимир Акентьев.
Опасения касательно того, что страховые компании теперь станут монополистами на данном рынке и могут себе позволить занижать сумму ущерба, первый заместитель компании «Коммеск-омир» категорически исключает.
«Понятно, что оценщики теряют огромный кусок рынка, естественно, они борются за свою долю и начинают придумывать всякие вещи, мол, мы прогнозируем, что будет вот так. Я слышал, что даже было заявление такого порядка, что страховщики уже занижают сумму ущерба, как будто они посчитали стоимость запчастей, количество работ и так далее. Во-первых, страховщики раньше не оценивали, поэтому они не могли занижать. Во- вторых, я уже говорил о единой методике, мало того, Национальным банком создана система наказаний страховых компаний за заниженную оценку. Если она не будет руководствоваться методикой, какие-то там искать лазейки, то за эти лазейки она будет наказана, причем достаточно сурово», - говорит Владимир Акентьев.
Эксперт страхового рынка также озвучил свою точку зрения касательно того, какой в идеале должна быть методика оценки ущерба при ДТП. По мнению Владимира Акентьева, в первую очередь она должна быть автоматизированной, дабы исключить всевозможные подозрения в субъективности оценки.
«Есть такая международная автомобильная программа Autotext, которая позволяет оценивать трудозатраты согласно заводскому регламенту. Грубо говоря, если на заводе положено эту гайку три раза крутить, вот ее три раза и надо крутить. Мало того, Autotext позволяет пострадавшему, если он не верит, участвовать в этой оценке. Он может рядом с нашим страховщиком сесть, согласовываются все повреждения, выводится на экран, нажимается кнопка, выдается калькуляция в количестве нормо-часов. Тойота, например, оценкой Autotext пользуется во всех странах. То есть речь идет не о сумме, а о количестве тех самых нормо-часов затраченного КПД. Положено 100 часов потратить на машину, нужно потратить - хоть в Алматы, в Нью-Йорке, хоть в Токио, везде. А сколько это будет стоить - зависит от самого СТО, либо от стоимости запчастей», - объяснил Владимир Акентьев.