На рынке исследований Казахстана наблюдается кризис. Прежде всего, речь идет о нескольких симптомах, которые стали ярко выраженными. Об этом рассказал Леонид Гуревич, президент ТОО «BISAM Central Asia», передает корреспондент делового портала Kapital.kz.
Как отметил эксперт, этот кризис лихорадит профессиональное исследовательское сообщество. Сначала речь шла о маркетинговых исследованиях. Позже – о бизнес-исследованиях. «Симптомы кризиса – недостаточность существующих исследовательских инструментов для понимания поведения исследуемого объекта. Сегодня мы говорим о том, что не можем до конца понять поведение исследуемых нами аудиторий, потому что наши инструменты в основном требуют от потребителя выступать в роли эксперта. Человек не всегда сам осознает, что ему нужно», - комментирует Леонид Гуревич.
Следующая важная проблема – растущая затратность исследований, а также неспособность потребителя оставаться диктатором рынка. «То есть сегодня не действует та классическая парадигма, которую мы продолжаем преподавать в университетах. На самом деле ситуация такова, что самые смелые запросы и фантазии потребителей не могут поспеть за технологическими возможностями товаров и услуг», - говорит он.
Самые распространенные методы сегодня в тупике. Объект исследования все менее допускает, чтобы его изучали. «На наших глазах умирает традиционный квартирный опрос и личное интервью. Потому что доступность в квартиры становится меньше. То же можно говорить об экспертном интервью. Я знаю, что многие компании проводят специально эксперименты. При этом они поручают один исследовательский проект, получая при этом разные результаты», - отмечает Леонид Гуревич.
Напряженный диалог наблюдается между исследователем и заказчиком. Спикер отметил, что «из средства диагностики потребностей исследования должны превратиться в инструмент поиска и проверки идей. Рецепт есть, но лекарства воздействуют пока слабо».
Бизнесмен, заказывая исследование, должен рассчитывать на надежность результатов и то, что деньги были потрачены не зря. Специалисты в области исследований подтверждают: рынок исследований в Казахстане пока мал. А стоимость одного исследования варьируется от 500 тыс. тенге до 20 млн. тенге в зависимости от сложности.