Так, некоторые дебоширы платят штрафы, а другие - приносят извинения. Об этом корреспонденту делового портала Kapital.kz рассказала Вице-президент по связям с общественностью АО «Эйр Астана» Белла Тормышева.
«У нас нет детекторов, которые бы определяли степень алкогольного опьянения. Законодательно мы не имеем права остановить пассажиров. Если мы в исключительных случаях не допускаем на борт пассажира, то согласно принятым нормам, его останавливаем, после чего с ним работает полиция», - прокомментировала Белла Тормышева.
Она также привела в пример случай, когда в январе 2013 года пассажир авиакомпании создавал угрозу для других. Он зашел в Duty free, купил алкоголь и начал его распивать. После чего пассажир стал агрессивным и начал угрожать экипажу. Командир экипажа, который совершал рейс по направлению Алматы-Дели, принял решение вернуться обратно в Алматы.
Дебошира из-за которого посадили самолет, передали полиции. После расследования дела, он выплатил ущерб компании в размере 2 млн тенге. Вместе с тем существуют санкции за курение на борту самолета от 5 до 7 МРП и за использование сотовых телефонов. «За деструктивное поведение пассажира постараются остановить, привязать его нечем. В особо исключительных случаях бортпроводник сядет рядом и будет его держать в течение всего полета», - говорит Белла Тормышева.
При этом представитель компании ответила, что видеонаблюдение на бортах самолетов установить невозможно. «Для того, чтобы это сделать необходимо согласование, большие затраты. У нас установлено видеонаблюдение в офисах продаж. Аэропорты ставят видеокамеры на стойках регистрации. Буйного пассажира можно отследить еще до того, как он садиться в самолет», - отметила она.
Бортпроводники рассчитывают на себя
Нынешнее законодательство Казахстана говорит о том, что пластиковые ремешки (так называемые фиксаторы, напоминающие наручники) могут использовать только правоохранительные органы. Однако в отношении дебоширов в полете их пока не могут применять. «Для нас это является минусом, потому что эти провоохранительные органы в полете с нами не бывают. Бортпроводникам приходится рассчитывать только на себя», - отметил Дамир Турганов, супервайзер компании «Эйр Астана»
Международный опыт показывает обратное. Пластиковые ремешки используются такими компаниями как, например, Lufthansa, KLM уже на протяжении 20-30 лет. «И здесь идет конфликт интересов. Есть международное законодательство, например, в данном случае, Токийская конвенция 1963 года, которую Казахстан ратифицировал давно. Она дает право командиру использовать любые средства для обездвиживания дебоширов. Но с другой стороны, национальное законодательство говорит, что мы не должны использовать эти ремешки», - подчеркивает Дамир Турганов.
Процесс внедрения пластиковых ремешков долгий и требует решения правительства по этому вопросу, говорит спикер. «После cитуации, которая произошла в авиакомпании Skat, когда мужчина пнул стюардессу, проблему незащищенности бортпроводников подняли в Министерстве транспорта и коммуникаций, Комитете гражданской авиации и генпрокуратуре. К сожалению, активная работа начинается только после таких происшествий, а не до. Если происходят такие инциденты на борту самолета, то бортпроводники в большинстве случаев используют помощь пассажиров», - говорит он.
Причины, по которым обычно начинается конфликт на борту, различны: алкогольное опьянение, курение на борту, включенные телефоны.
Как отметили в компании, сейчас проходит разбирательство в отношении Ботабаева, который несколько раз ударил сотрудницу компании «Эйр Астана». Сам Ботабаев не приносил никаких извинений. Как стало известно, он подал заявление об отставке.
Сегодня прошел запуск проекта «Карьера с «Эйр Астаной», который познакомил журналистов и блогеров с профессией бортпроводника. Чтобы стать профессионалом необходимо пройти специальное тестирование, интервью, медкомиссию тренинги по стрессоустойчиости и сплочению команды, самообороны.
Обучение состоит из двух этапов, первый из которых проходит в Алматы, а второй - в учебном центре авиакомпании «Кондор» в Германии. Всего в департаменте бортпроводников около 1000 сотрудников. Бортпроводники могут летать как на внутренних, так и на международных рейсах. Обязательным условием при приеме на работу является знание трех языков - казахского, русского и английского. Бортпроводники между рейсами должны отдыхать не менее 12 часов, а также в год у них должно быть не более 900 летных часов.