Агентство по регулированию естественных монополий настаивает на необходимости государственного регулирования оптовых цен на горюче-смазочные материалы. Как сообщает OilNews.kz, по мнению главы АРЕМ Мурата Оспанова, предлагаемая им мера временная, но необходимая.
В Казахстане контролируются цены на бензин только 4 видов: АИ-80, АИ-92/93, а также межсезонное дизельное топливо. Остальные виды ГСМ под госрегулирование не подпадают. Между тем, Миннефти и газа рекомендовало продавать бензин на внутренний рынок страны по оптовым ценам не выше 83% от утвержденных предельных розничных цен. Таким образом, разница между оптовой и предельной розничной ценой, к примеру, бензина АИ-92\93 должна составлять не менее 17%, то есть 18 тенге за литр.
«Однако, не все оптовые поставщики при продаже нефтепродуктов придерживаются этого уровня, так как рекомендации Миннефтегаза не имеют законодательной основы», –подчеркнул в беседе с OilNews.kz Мурат Оспанов. В связи с этим в адрес АРЕМа посыпались запросы со стороны депутатов, а также Казахстанской Топливной Ассоциации с требованиями и предложениями регулировать оптовые цены на ГСМ.
В конце марта текущего года госорганы достигли согласия в вопросе необходимости регулирования не только розничных (как это происходит с 2009 года), но и оптовых цен на ГСМ. Агентство предложило Миннефти и газа формулу расчета предельной оптовой цены на ГСМ. Она отличается от предельной розничной цены отсутствием составляющих, связанных с затратами по розничной продаже, таких, как железнодорожная транспортировка, хранение и операционные расходы.
Дело осталось за малым: министерству надо было внести необходимые поправки в закон, над которыми уже идет работа. Однако, сроки завершения над законопроектов, пока неизвестны.
«Регулирование розничных цен на ГСМ связано с отсутствием на внутреннем рынке достаточного объема производимых в республике нефтепродуктов - по причине недостаточности производственных мощностей отечественных нефтеперерабатывающих заводов», - напоминает Мурат Оспанов.
По информации Миннефти и газа, потребность в высокооктановых марках бензинов до 40% покрывается за счет импорта нефтепродуктов из России и, соответственно, существует зависимость от цен на топливо сложившихся в России. При этом, внутренний рынок бензина в России регулируется естественным путем за счет баланса спроса и предложения. «Поэтому регулирование цен на ГСМ в республике также является временной мерой, до завершения программы модернизации отечественных НПЗ», - заявил Мурат Оспанов.