Новая должность для защиты прав ипотечников
Первым банковским омбудсменом стал Марат Сатубалдин, ранее занимавший должность члена правления, заместителя председателя правления АО «Народный банк Казахстана». Внедрение данного правового института было предусмотрено в Законе РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ипотечного кредитования и защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов», вступившем в силу в феврале текущего года. Так, в сообщении пресс-службы комитета по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Национального банка Республики Казахстан указывается следующее: «По итогам организационного заседания по вопросам формирования совместно с ОЮЛ «Ассоциация финансистов Казахстана» совета представителей и избрания банковского омбудсмена во исполнение норм статьи 2 Закона Республики Казахстан от 10 февраля 2011 года № 406-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ипотечного кредитования и защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов», проведенного 27 августа 2011 года, избран банковский омбудсмен в лице Сатубалдина Марата Сагандыковича». Для большинства термин омбудсмен связан с защитой прав человека, однако сфера деятельности банковского омбудсмена значительно сужена, а в казахстанской интерпретации подразумевает пока только рассмотрение вопросов клиентов-ипотечников. Банковский омбудсмен не относится к исполнительным или уполномоченным органом, и в его функции будет входить налаживание конструктивных взаимоотношений между потребителем финансовых услуг, кредитором, регулятором. По мнению банкиров, сегодня, несмотря на многочисленные программы реструктуризации кредитов, вопрос с проблемными займами остается достаточно важным. «В связи с этим, на наш взгляд, усовершенствование законодательства в области взаимоотношений банков и заемщиков является актуальным и пойдет только на пользу финансовому рынку Казахстана. В настоящий момент как у банков, так и у регулирующих органов есть понимание, что необходимо создать условия, наиболее благоприятные для заемщиков. В данном случае банковский омбудсмен выступит посредником между профессиональными участниками рынка и рядовыми потребителями, предоставив возможность урегулировать разногласия и достигнуть согласия в удовлетворении прав и охраняемых законом интересов обеих сторон», – поясняет Роллан Догамбеков, управляющий директор АО «Темiрбанк». Участники рынка ожидают, что введение банковского омбудсмена в какой-то степени облегчит общение банков с клиентами, так как для кредиторов одна из главных задач – улучшить качество ссудного портфеля. «Схема работы с «проблемными» кредитами с участием банковского омбудсмена интересна нашему банку тем, что предусматривает дополнительные возможности по улучшению качества ссудного портфеля банков второго уровня и дополнительные инструменты по работе с заемщиками, испытывающими временные финансовые затруднения. Мы надеемся, что введение данного новшества позволит повысить качество финансовых услуг», – говорит управляющий директор АО «Темiрбанк». Однако при этом банкиры считают преждевременным говорить о существенном сокращении издержек или экономии для банков в связи с деятельностью омбудсмена. «Как сложится правоприменительная практика института банковского омбудсмена, покажет время, а пока что последствия его применения, по объективным причинам, оценить трудно. В целом же мы поддерживаем создание такого института. Это один из необходимых шагов для построения гражданско-правового общества, создания цивилизованного рынка», – подчеркивает Роллан Догамбеков.