Планы по увеличению транзитных перевозок представил Минтранс
Будут расширены возможности заключения онлайн-договоров на перевозку и отслеживание грузов на ТМТМ
Планы по увеличению транзитных перевозок через территорию Казахстана сегодня в ходе заседания правительства представил вице-министр транспорта Максат Калиакпаров, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«В стране сформированы и функционируют 5 железнодорожных и 8 автомобильных транспортных коридоров. По итогам 2024 года общий объем транзитных перевозок через Казахстан составил 34,6 млн тонн, что на 7,1% больше по сравнению с аналогичным периодом 2023 года (32,3 млн тонн). Данный показатель планируется увеличить до 67 млн тонн к 2029 году и до 100 млн тонн к 2035 году», - отметил он.
Среди имеющихся маршрутов:
ТМТМ/ТРАСЕКА – через Каспийское море, Южный Кавказ и Черное море;
МТК Север – Юг, соединяющий Россию, Казахстан, Иран и Индию, включая выход к портам Чабахар и Мумбаи;
Северный маршрут (ОТЛК), обеспечивающий транзит между Китаем, Россией и Европой через Казахстан;
Южный и Центральноазиатский маршруты, расширяющие логистические связи с Афганистаном, странами Персидского залива и Южной Азии.
«Для этого продолжается последовательная работа по реализации крупных инфраструктурных проектов, направленных на развитие и формирование каркаса транспортно-транзитного потенциала страны. Развитие Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) является одним из приоритетов. По итогам 2024 года фактический объем перевозок составил 4,5 млн тонн, тогда как в 2023 году – 2,8 млн тонн», - уточнил Максат Калиакпаров.
При этом в целях упрощения процедур перевозок проведена цифровизация маршрута, позволяющая заключать онлайн-договоры на перевозку, отслеживать груз на всем протяжении маршрута и представляющая единое окно продаж в Китае (DTС).
«Кроме того, проведен запуск проекта по таможенному оформлению грузов по маршруту Китай – Центральная Азия и Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ), который позволил оптимизировать время оформления транзитной декларации (за 2024 год оформлено 81 тыс., за 7 месяцев 2025 года – 76 тыс.). После успешной реализации полного цикла проектов аналогичные меры будут приняты в отношении других коридоров», - уточнил вице-министр транспорта.
Что касается контейнерных перевозок, текущий уровень контейнеризации не превышает 7%. Для стимулирования роста контейнерных перевозок совместно с причастными госорганами и организациями будет разработана специальная программа.
«Планируется реализация проекта по строительству железнодорожной линии «Тургунди – Герат» протяженностью 120 км. На сегодня проработана структура финансирования, ведется работа по привлечению инвестиций», - пояснил он.
Реализация проекта даст возможность для экспорта и транзита грузов в Афганистан с перспективой выхода на рынки Пакистана и Индии. Срок реализации – 2026-2027 годы.
Ведется масштабное развитие железнодорожной инфраструктуры общей протяженностью 4,6 тыс. км. Уже в текущем году завершается строительство 911 км железнодорожных линий, это вторые пути Достык – Мойынты и Обводная линия Алматы.
«Продолжаются активные строительные работы по другим ключевым направлениям, в том числе Мойынты – Кызылжар, Дарбаза – Мактаарал и Бахты – Аягоз. Завершение данных проектов запланировано на 2026 и 2027 годы, что позволит повысить пропускную и провозную способность магистральной железнодорожной сети. В числе приоритетных проектов – строительство автодороги «Бейнеу – Саксаульский». По проекту разработано технико-экономическое обоснование. До конца ноября текущего года планируется получить заключение госэкспертизы», - отметил представитель Минтранса.
Начало строительства намечено на 2026 год, с завершением в 2028 году.
«Вдоль границы Казахстана имеется 55 автомобильных пунктов пропуска (АПП), из них 14 на внешней и 41 на внутренней таможенной границе Евразийского экономического союза, среди которых по 4 пунктам работы завершены. По оставшимся работы будут проведены в 2026-2027 годах. В рамках работ вблизи приоритетных 14 АПП предусматривается развитие сервисных зон по оказанию таможенных и сервисных услуг», - отметил Максат Калиакпаров.
По данным ведомства, для этого местным исполнительным органам необходимо обеспечить выделение земельных участков под строительство планируемых сервисных зон.
Напомним, в своем Послании народу Казахстана президент поручил принять специальную программу, направленную на стимулирование контейнерных перевозок, в ней должны быть предусмотрены «действенные меры по развитию мультимодальных маршрутов».
По его словам, у Казахстана есть значительные резервы для расширения транзитного потенциала. Коридор «Север – Юг» открывает прямой доступ к рынкам стран Персидского залива и Южной Азии. А коридор «Восток – Запад» и глобальная китайская инициатива «Один пояс, один путь» усиливают роль Казахстана как основного сухопутного моста Евразии.
Читайте также
В Кодекс о недрах намечено внести 39 поправок
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
