Freedom Broker

Реклама

  1. Главная
  2. Экономика
  3. В мажилисе возмущены резким ростом цен на автострахование

В мажилисе возмущены резким ростом цен на автострахование

Цена на полисы выросла в три раза, посчитали депутаты

Автор:
Фото: Руслан Пряников
Фото: Руслан Пряников

С апреля 2025 года в Казахстане вступили в силу новые правила обязательного автострахования. Резкое увеличение стоимости полисов вызвало широкий общественный резонанс и привлекло внимание депутатов мажилиса. Один из них, Елнур Бейсенбаев, выступил с резкой критикой изменений, назвав их противоречащими Конституции и наносящими удар по карману обычных граждан, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

Согласно новым правилам, с 7 апреля стоимость обязательной страховки для владельцев автомобилей выросла в два, а в некоторых случаях — в три раза.

«Если в 2023 году новый автовладелец в регионах платил около 36 тыс. тенге, то теперь минимальная сумма составляет 78 тыс. В Астане ситуация еще жестче: вместо прежних 36 тыс. водители вынуждены платить 112 тыс. тенге — рост в три раза», — отметил депутат Елнур Бейсенбаев, выступая на пленарном заседании мажилиса.

По его словам, жители столицы и Алматы оказались в наиболее уязвимом положении: в Астане сумма достигла 112 тыс. тенге, а в Алматы — минимум 78 тыс. В других регионах цена выросла до 40 тыс. тенге, что также превышает прошлогодние показатели почти вдвое.

Еще один ключевой момент, вызвавший возмущение, — различия в подходе к гражданам Казахстана и иностранцам при расчете страховых коэффициентов.

«Гражданин Казахстана, впервые оформляющий страховку, получает коэффициент 1,8 (класс А) и платит 80 000 тенге. Иностранец сразу получает 13-й класс с коэффициентом 0,5. В результате молодой водитель нашей страны заплатит 80 000 тенге, а иностранному гражданину сразу предоставляется 50-процентная скидка. Разница как между небом и землей! Это грубо нарушает закрепленный в нашей Конституции принцип равенства перед законом», — подчеркнул Елнур Бейсенбаев.

Депутат также выразил обеспокоенность новым правилом, согласно которому водитель теряет бонус за безаварийность (скидку по системе бонус-малус), если попадает в ДТП в другой области. Это, по его мнению, нарушает право на свободное передвижение, закреплённое в статье 21 Конституции РК.

Не обошлось и без критики по поводу резкого увеличения стоимости страховки для владельцев скутеров и мотоциклов. Сумма выросла с 7 тыс. тенге до примерно 50 тыс.

«Само собой разумеется, что подобная ситуация значительно ударит по карману молодежи и низкодоходных граждан, работающих курьерами. Теперь существует риск, что молодые люди вообще не смогут позволить себе уплатить страховой тариф, размер которого сопоставим со стоимостью самого скутера», — заявил депутат.

По мнению Елнура Бейсенбаева, постановление Агентства по регулированию и развитию финансового рынка №87 было принято без консультаций с министерством транспорта, перевозчиками и самими водителями. Он также не исключает влияния страховых лоббистов.

«Было бы логично и справедливо, если бы тарифы были подняты на 20–30%. Но здесь мы видим повышение тарифов до 200%. Это может привести к социальному недовольству со стороны водителей Казахстана», — заключил мажилисмен.

В итоге в мажилисе предложили: отменить спорное постановление №87; рассмотреть альтернативный законопроект фракции Amanat, закрепляющий страховые тарифы на уровне закона; провести открытые обсуждения с участием всех заинтересованных сторон.

Напомним, Агентство по регулированию и развитию финансового рынка планировало усовершенствовать систему «бонус-малус» по обязательному автострахованию. 

Система используется при расчете стоимости страховки, которую клиент платит страховщику в зависимости от истории страховых случаев. Класс «бонус-малус» возрастает при безаварийной езде и понижается в случае аварии по вине клиента. Соответственно, чем выше класс «бонус-малус», тем дешевле страховка. Текущая система действует с 2007 года и состоит из 15 классов: 13 основных классов и классов «0» и «М».

Агентство предлагало расширить систему «бонус-малус» с 15 до 18 классов – добавляются новые классы «М1» и «М2», которые будут применяться к водителям, регулярно попадающим в ДТП. Эти классы будут применяться в случае совершения трех и более ДТП в течение года. Для аккуратных водителей, которые находятся в «13» классе (наивысшем) более пяти лет без ДТП, стоимость страховки будет снижена.

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в

    TelegramInstagramFacebook
    telegram