Годовая инфляция по итогам марта может составить 9,5-13,9% - аналитики
Месячный рост цен может сложиться в диапазоне 0,7-1,1%
Инфляция в Казахстане по итогам марта ускорится до 9,5-13,9% в годовом исчислении, прогнозируют аналитики, опрошенные агентством Интерфакс-Казахстан. Месячный рост цен может сложиться в диапазоне 0,7-1,1%.
В феврале годовая инфляция в Казахстане ускорилась с 8,9% в январе до 9,4%, месячная - с 1,1% в январе до 1,5%.
По оценкам руководителя отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольги Беленькой, годовой индекс потребительских цен (ИПЦ) повысится до 9,5-9,7%, месячный - замедлится до 0,8-1%.
«В марте в силу сезонного фактора, некоторого укрепления курса тенге к доллару с начала года, замедления текущей инфляции в России месячная инфляция в Казахстане может несколько замедлиться – до 0,8-1%. Однако в силу эффекта базы годовая инфляция может еще немного повыситься – до 9,5-9,7%», – прокомментировала агентству Ольга Беленькая.
Как напоминает эксперт, в январе рост цен составил 1,1% (м/м), в феврале он ускорился до 1,5% (м/м), а в годовом выражении инфляция достигла 9,4%.
«По-видимому, сказывается ослабление курса тенге и ускорение роста денежных агрегатов в конце прошлого года, а также повышение тарифов ЖКУ (жилищно-коммунальные услуги – ИФ-К). Из-за неблагоприятной инфляционной динамики Нацбанк РК в начале марта повысил базовую ставку сразу на 125 б.п. – до 16,5%», – поясняет Ольга Беленькая.
Прогноз аналитика Freedom Finance Global Данияра Оразбаева предполагает ускорение ИПЦ в марте до 9,6%.
«Мы ожидаем дальнейшее ускорение годовой инфляции до 9,6% по итогам марта. Социально значимые продовольственные товары растут в цене в марте быстрее, чем в прошлом году. За 18 дней марта эти товары выросли в цене на 0,7% против 0,1% в 2024 году. Также ожидаем дальнейшее ценовое давление от платных услуг, что наверняка окажет негативное влияние на общую инфляцию», – сообщил Данияр Оразбаев.
Эксперты аналитического центра Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) прогнозируют годовую инфляцию в диапазоне 9,7–9,9%, месячную – 0,9–1,1%. В феврале драйвером роста цен в стране выступал сектор платных услуг на фоне повышения тарифов на регулируемые услуги, в том числе, вероятно, в рамках программы «Тариф в обмен на инвестиции».
«Тем не менее в марте мы ожидаем замедление инфляции (месячной – ИФ-К) в связи с ослаблением внутренних и внешних проинфляционных факторов. В числе первых можно выделить стабилизацию курса нацвалюты на фоне повышения базовой ставки и укрепления рубля, а также снижение цен на отдельные продовольственные товары, что могло быть обусловлено сезонным фактором», – рассказали в АФК.
Эти изменения уже находят отражение в данных ключевых индикаторов инфляции, отмечают в аналитическом центре. Например, индекс цен на социально значимые продовольственные товары (СЗПТ) с 1 по 18 марта составил 100,7 пункта, что ниже февральского значения в 101,3 пункта и январского показателя в 101,6 пункта. Также наблюдается замедление инфляции в соседних странах.
«Среди внешних факторов стоит отметить наблюдаемое замедление цен в РФ и дефляцию в КНР. При этом дальнейшая нормализация отношений между РФ и США, анонсирование снятия санкций в сферах продовольствия и удобрений, а также прекращение огня в Черном море и отказ от атак на энергетические объекты со стороны России и Украины значительно повышают вероятность улучшения геополитического фона в регионе, нормализации цепочек поставок и снижения транзакционных издержек», – рассказали в аналитическом центре АФК.
Прогноз директора группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Жаннура Ашигали предполагает ускорение годовой инфляции до 9,8%, замедление месячной – до 1%.
«В марте мы ожидаем месячную потребительскую инфляцию порядка 1%, что дает годовой уровень инфляции 9,8%, в целом отражает усиление инфляционной волны. При этом годовая инфляция продолжает быть выше таргет-уровня монетарных властей, и по самым оптимистичным прогнозам, достигнет этого уровня не раньше 2027 года», – сообщил он.
По его словам, потребительские цены подкрепляются инфляцией услуг, которые носят характер подстройки к ранее более заметной инфляции продовольственных и непродовольственных товаров. Среди внутренних факторов, негативно влияющих на динамику инфляции – повышение тарифов ЖКХ.
«Внутренний проинфляционный фон подкреплен трендом повышения тарифов ЖКХ, который вносит около 2 процентных пунктов суммарной инфляции. Кроме того, становится заметным вклад вновь актуализированных тенденций импорта инфляции, курсовой переоценки к основным валютам внешней торговли Казахстана», – добавил Жаннур Ашигали.
Макроэкономист департамента аналитики и исследований BCC Invest Бакберген Токтасын назвал три сценария для инфляции в марте. Оптимистичный сценарий предполагает ее ускорение до 11%, пессимистичный – до 13,9-17,9%.
«Если тарифы на коммунальные услуги вернутся к своему более умеренному росту и не будет дополнительных шоков, в марте ожидается некоторое замедление месячной инфляции, что также кумулятивно, в любом случае, приведет к ускорению годовой инфляции», – прогнозирует Бакберген Токтасын.
По оптимистичному сценарию, ожидается сильное замедление месячной инфляции к летнему периоду.
«Оптимистичный сценарий предполагает более быстрое возвращение к средней динамике месячной инфляции, в перспективе ожидается более сильное замедление месячной инфляции к летнему периоду, но в годовом выражении она всё еще будет сохраняться на высоких уровнях, достигая 11%», – прокомментировал он.
Базовый сценарий, по словам макроэкономиста, предполагает умеренное замедление месячной инфляции до 0,7%. Но в годовом выражении она все еще будет ускоряться до 11,8%. В случае замедления месячной инфляции до 1% годовая сложится на уровне 13,9%.
«Пессимистичный сценарий предполагает сохранение текущих условий с последующим замедлением месячной инфляции до 1%, что приведет к годовой инфляции на уровне 13,9%», – сообщил Бакберген Токтасын.
При этом сценарии не учитывают потенциальное увеличение роста цен вследствие повышении налоговых ставок.
«Так, по предварительным расчетам правительства (озвучены в ходе расширенного заседания 28 января 2025 года), реализация мер по повышению налоговой нагрузки на предпринимателей увеличит инфляцию в стране на 4 процентных пункта, что в пессимистичном сценарии может ускорить годовую инфляцию до 17,9%», – прогнозирует макроэкономист.
Между тем основной причиной резкого роста инфляции в феврале может быть существенное удорожание коммунальных услуг, а именно рост тарифов на холодную воду на 70,7%, добавил Бакберген Токтасын. Инфляция по итогам 2024 года замедлилась с 9,8% в 2023 году до 8,6%.
Ранее Национальный банк Казахстана пересмотрел оценку по инфляции в сторону повышения: до 10-12% в 2025 году, до 9-11% в 2026 году. Более высокий прогноз на горизонте 2025-2027 годов связан с нарастанием внешнего проинфляционного давления, повышением цен на горюче-смазочные материалы (ГСМ), увеличением ставки налога на добавленную стоимость (НДС), а также продолжением реформ в сфере ЖКХ, пояснил макрорегулятор. Национальный банк страны ставит своей целью стабилизацию инфляции вблизи 5% в среднесрочной перспективе.
В минувшем феврале годовая инфляция ускорилась, составив 9,4%, что на 0,5% больше показателя января. Повышение уровня инфляции зафиксировано в 15 регионах, замедление в трех и в двух инфляция осталась неизменной. Наибольшее значение годовой инфляции зафиксировано в Астане.
Читайте также
Цены на платные услуги выросли на 14,1%, непродовольственные товары – на 8,7%, продовольственные товары – на 6,5%
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.