USD
516.93₸
+8.880
EUR
542.52₸
+7.700
RUB
4.98₸
-0.080
BRENT
73.74$
+0.150
BTC
100680.00$
-791.000

Нужно ли снижать налог на транспорт в Казахстане

Послабления могут замедлить обновление автопарка в стране, считает эксперт

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

В Казахстане в рамках пакета поправок в Налоговый кодекс планируется снизить ставки по налогу на транспорт. Мнение по этому вопросу независимого эксперта Ерлана Каримова опубликовали в Economykz.org.

В структуре государственного бюджета вклад налога на транспорт незначительный, он составляет более 700 млрд тенге или около 2% от всех видов налогов. Низкая налоговая база на транспорт, а также государственные программы льготного автокредитования позволили многим казахстанцам приобрести заветное авто и дополнительный заработок в виде частного извоза.

29 ноября 2024 года на выездном заседании Общественной палаты при мажилисе парламента вице-министр национальной экономики Азамат Амрин озвучил новшества проекта Налогового кодекса, который планируется доработать и принять в середине 2025 года.

Одной из его новелл будет снижение для всех физических лиц ставки транспортного налога:

  • для авто со сроком службы более 10 лет — на 30%;
  • для авто со сроком службы более 20 лет — на 50%. 

Мера действительно народная, однако она имеет ряд недостатков:

  1. Снижение налога на транспорт не согласуется с «зеленой» повесткой государства. К примеру, 60% выбросов СО2 в атмосферу Алматы приходится на автомобили, так как у большинства «старых» авто просто физически нет катализаторов. Между тем Казахстан принял на себя международные обязательства по Целям в области устойчивого развития до 2030 года, Парижское соглашение по климату и до 2060 года заявил об углеродной нейтральности. Значительное снижение налога на транспорт для «старых» авто ставит под сомнение исполнение данных международных обязательств и решение проблем алматинского смога. При этом развитие электрического транспорта (в Казахстане насчитывается более 8000 единиц электромобилей, из которых 60% эксплуатируются в Алматы) без озеленения источников электроэнергии — является недальновидным (на сегодняшний день 70% электроэнергии производится за счет сжигания угля);
  2. Снижение налога на транспорт снижает стимул для граждан обновлять транспорт, что приведет к замедлению внедрения современных технологий и более экологичных машин в Казахстане. Так, в 2023 году в РК насчитывалось более 4,7 млн легковых авто, из которых 45% имеют возраст более 20 лет, а 24% - более 10 лет. Кроме того, любой автомобиль имеет свой заводской срок эксплуатации, который составляет около 10-15 лет. Например, в Австралии автомобиль со сроком эксплуатации более 15 лет подлежит немедленной утилизации. Устаревание автопарка может также привести к аварийности на дорогах и дополнительным расходам на ремонт, страхование и технический осмотр.

Предложения и рекомендации:

  1. Отказ от налога на транспорт. Учитывая низкий вклад в структуре бюджета, а также расходов на администрирование, предлагается полностью отказаться от налога на транспорт в пользу увеличения акцизов на автомобильное топливо. Увеличение акцизов на топливо является более справедливой формой налогообложения автомобилистов, так как водитель будет платить ровно столько, сколько эксплуатировал автомобиль. Например, автомобиль с высоким объемом двигателя может месяцами простаивать, однако водитель вынужден платить значительно «дорогой» налог, когда менее объемный автомобиль может эксплуатироваться 24 часа в день (как это делают некоторые такси), оказывая значительное влияние на окружающую среду.
  2. Развивать все виды общественного транспорта. Эксплуатация авто в Казахстане - удовольствие не из «дешевых», а плохо организованная городская мобильность не стимулирует горожан садиться на общественный транспорт. Развитие экологичного и удобного общественного транспорта может побудить многих автовладельцев отказаться от авто. Например, развитие метрополитена в Алматы, ввод в эксплуатацию астанинского ЛРТ и их дальнейшее развитие (соединение метро с аэропортом Алматы и рынком «Алтын орда»; соединение ЛРТ с Правым берегом и спальными районами Астаны) окажут значительное влияние на снижение выбросов и улучшение мобильности горожан Алматы и Астаны.

Справочно: На сегодняшний день обеспеченность населения Казахстана легковыми автомобилями в личной собственности на 100 человек населения составляет – 22,4 единицы, то есть за последние 20 лет обеспеченность автомобилями выросла более чем в три раза.

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.