В Казахстане в рамках пакета поправок в Налоговый кодекс планируется снизить ставки по налогу на транспорт. Мнение по этому вопросу независимого эксперта Ерлана Каримова опубликовали в Economykz.org.
В структуре государственного бюджета вклад налога на транспорт незначительный, он составляет более 700 млрд тенге или около 2% от всех видов налогов. Низкая налоговая база на транспорт, а также государственные программы льготного автокредитования позволили многим казахстанцам приобрести заветное авто и дополнительный заработок в виде частного извоза.
29 ноября 2024 года на выездном заседании Общественной палаты при мажилисе парламента вице-министр национальной экономики Азамат Амрин озвучил новшества проекта Налогового кодекса, который планируется доработать и принять в середине 2025 года.
Одной из его новелл будет снижение для всех физических лиц ставки транспортного налога:
- для авто со сроком службы более 10 лет — на 30%;
- для авто со сроком службы более 20 лет — на 50%.
Мера действительно народная, однако она имеет ряд недостатков:
- Снижение налога на транспорт не согласуется с «зеленой» повесткой государства. К примеру, 60% выбросов СО2 в атмосферу Алматы приходится на автомобили, так как у большинства «старых» авто просто физически нет катализаторов. Между тем Казахстан принял на себя международные обязательства по Целям в области устойчивого развития до 2030 года, Парижское соглашение по климату и до 2060 года заявил об углеродной нейтральности. Значительное снижение налога на транспорт для «старых» авто ставит под сомнение исполнение данных международных обязательств и решение проблем алматинского смога. При этом развитие электрического транспорта (в Казахстане насчитывается более 8000 единиц электромобилей, из которых 60% эксплуатируются в Алматы) без озеленения источников электроэнергии — является недальновидным (на сегодняшний день 70% электроэнергии производится за счет сжигания угля);
- Снижение налога на транспорт снижает стимул для граждан обновлять транспорт, что приведет к замедлению внедрения современных технологий и более экологичных машин в Казахстане. Так, в 2023 году в РК насчитывалось более 4,7 млн легковых авто, из которых 45% имеют возраст более 20 лет, а 24% - более 10 лет. Кроме того, любой автомобиль имеет свой заводской срок эксплуатации, который составляет около 10-15 лет. Например, в Австралии автомобиль со сроком эксплуатации более 15 лет подлежит немедленной утилизации. Устаревание автопарка может также привести к аварийности на дорогах и дополнительным расходам на ремонт, страхование и технический осмотр.
Предложения и рекомендации:
- Отказ от налога на транспорт. Учитывая низкий вклад в структуре бюджета, а также расходов на администрирование, предлагается полностью отказаться от налога на транспорт в пользу увеличения акцизов на автомобильное топливо. Увеличение акцизов на топливо является более справедливой формой налогообложения автомобилистов, так как водитель будет платить ровно столько, сколько эксплуатировал автомобиль. Например, автомобиль с высоким объемом двигателя может месяцами простаивать, однако водитель вынужден платить значительно «дорогой» налог, когда менее объемный автомобиль может эксплуатироваться 24 часа в день (как это делают некоторые такси), оказывая значительное влияние на окружающую среду.
- Развивать все виды общественного транспорта. Эксплуатация авто в Казахстане - удовольствие не из «дешевых», а плохо организованная городская мобильность не стимулирует горожан садиться на общественный транспорт. Развитие экологичного и удобного общественного транспорта может побудить многих автовладельцев отказаться от авто. Например, развитие метрополитена в Алматы, ввод в эксплуатацию астанинского ЛРТ и их дальнейшее развитие (соединение метро с аэропортом Алматы и рынком «Алтын орда»; соединение ЛРТ с Правым берегом и спальными районами Астаны) окажут значительное влияние на снижение выбросов и улучшение мобильности горожан Алматы и Астаны.
Справочно: На сегодняшний день обеспеченность населения Казахстана легковыми автомобилями в личной собственности на 100 человек населения составляет – 22,4 единицы, то есть за последние 20 лет обеспеченность автомобилями выросла более чем в три раза.
Читайте также
Такие пункты можно будет создавать только после получения разрешения