Старший аналитик центра странового анализа дирекции по аналитической работе Евразийского банка развития (ЕАБР) Айгуль Бердигулова прокомментировала нынешнюю ситуацию с курсом тенге. «Мы полагаем, что текущая волатильность на валютном рынке Казахстана носит временный характер. Основные факторы давления на тенге исходят из внешнего сектора. Ожидаем, что ситуация нормализуется. Мы видим, что Нацбанк и правительство своевременно реагируют, действуют оперативно и выверенно. Мы также отмечаем наличие достаточного числа фундаментальных факторов для стабилизации динамики курса тенге. Это обязательная продажа 50% валютной выручки квазигосударственным сектором, ожидаемый объем конвертации трансфертов из Нацфонда для целей бюджета, а также высокая базовая ставка», – сказала она.
Сегодня, 5 декабря, Евразийский банк развития представил макроэкономический прогноз на 2025-2027 годы, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz. Отметим, что банк выпускает его каждые полгода: в июне и декабре.
Заместитель председателя правления – главный экономист Евразийского банка развития Евгений Винокуров говорит, что в 2024 году в банке ожидают рекордный ВВП (реальный – Ред.) – более 4% – по зоне операций ЕАБР (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, РФ, Таджикистан – Ред.).
«Это выше среднемировых показателей, которые составили порядка 3%. И это самый высокий показатель за последние 12 лет, за исключением 2021 года, когда все вышли из домов после COVID-19 и «дали стране угля», – заявил он.
Спикер также отмечает важную особенность. «Как правило, наш регион последние 20-30 лет хорошо рос в те годы, когда была очень высокая сырьевая конъюнктура по нефти, газу, металлам, зерну. А в этом году конъюнктура была так себе: начали год с нефтью по цене 80 долларов за баррель, закончили – по 71. И несмотря на такую мягкую сырьевую конъюнктуру, регион хорошо рос благодаря сильным внутренним драйверам. Это новые вещи для нашего региона», – рассказывает Евгений Винокуров.
О Центральной Азии
По словам спикера, последние три года страны Центральной Азии демонстрируют высокие темпы экономического роста. «Средний рост (реального – Ред.) ВВП за 2022-2024 годы составил 5% – в то время как развивающиеся рынки выросли на 4,2%, а мировая экономика – на 3,4%. То есть Центральная Азия растет даже быстрее дивизиона развивающихся рынков, где есть Индия и Китай – все «локомотивы» мирового роста. По нашим оценкам, по итогам 2024 года совокупный ВВП (номинальный – Ред.) Центральной Азии преодолеет знаковую отметку в 500 млрд долларов», – обращает внимание заместитель председателя правления – главный экономист ЕАБР.
Евгений Винокуров добавляет, что стратегическая роль Центральной Азии будет возрастать. «Реализация транзитного потенциала, расшивка логистики по направлениям «Запад-Восток» и особенно – «Север-Юг», растущие прямые иностранные инвестиции, государственная политика, меры поддержки, бюджетное стимулирование – все это повышает потенциал экономики, позволяет выйти на внешние рынки, формирует качественный фундамент для того, чтобы Центральная Азия процветала», – уверен спикер.
О Казахстане
«В 2025 году мы ожидаем повышения темпов роста ВВП (реального – Ред.) Казахстана до 5,5%. Ключевой предпосылкой нашего прогноза является реализация государственных инициатив, направленных на развитие региона, а также на реализацию плана инфраструктурного развития. Дополнительную поддержку экономика получит из-за введения новых мощностей на месторождении Тенгиз, что позволит нарастить добычу нефти и объем экспорта», – резюмирует старший аналитик центра странового анализа дирекции по аналитической работе ЕАБР Айгуль Бердигулова.
По оценкам ЕАБР, инфляция продолжит замедляться к целевому ориентиру (5% – Ред.). «На конец 2025 года мы прогнозируем ее на уровне 7,3%. Более быстрому замедлению инфляции будет препятствовать повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги. С другой стороны, высокие процентные ставки обеспечат ее устойчивое снижение в среднесрочном периоде», – замечает спикер.
Так как инфляция все еще будет находиться выше целевого ориентира, в Евразийском банке развития считают, что Нацбанк будет удерживать базовую ставку выше 15% до конца первого квартала 2025 года. «По мере ослабления инфляционного давления снижение базовой ставки возобновится – по нашим оценкам, она может составить 11,25% на конец 2025 года», – подытожила Айгуль Бердигулова.
О мировой экономике
Руководитель дирекции по аналитической работе ЕАБР Алексей Кузнецов представил прогноз макроэкономических внешних условий для региона ЕАЭС (Евразийский экономический союз – Ред.).
«В мировой экономике, в целом, в ближайшие три года мы не ожидаем рецессии, но прогнозируем продолжение замедления темпов экономического роста. Наш прогноз (реального ВВП – Ред.) на 2025 год – 3,2%, 2026-2027 годы – около 3%», – сообщает он.
Среди основных факторов замедления мировой экономики спикер выделил три:
«Внешняя торговля перестает быть драйвером экономического роста. Как мы видим на первом графике, с 1980-го по 2012 год темпы роста мировой торговли значительно опережали темпы роста экономики и тянули за собой всю экономическую активность. С 2012 года ситуация поменялась, что сказывается сейчас на планомерном замедлении мировой экономики и несет риски в том числе для ближайших трех лет», – объясняет Алексей Кузнецов.
Второй фактор – замедление темпов роста производительности труда. «Как видно из графика, это в принципе характерно для всех мировых экономик. Но наиболее ярко мы видим это проявление в развитых экономиках: еврозоне и США», – обозначил руководитель дирекции по аналитической работе ЕАБР.
Третьим фактором спикер назвал высокий рост заработных плат, что «в сочетании с замедлением производительности труда ведет предприятия к росту издержек, снижению конкурентоспособности и, соответственно, замедлению экономической активности».
«Основной вклад в замедление мирового роста, по нашим оценкам, будет вносить динамика в США, где мы прогнозируем минимальные за последние 10 лет темпы экономического роста. И основной причиной станет сокращение бюджетного стимулирования, которое последние два-три года и было одним из драйверов роста американской экономики», – поясняет Алексей Кузнецов.
В ЕАБР ожидают постепенного восстановления экономики еврозоны «после двух лет околонулевого роста». «Все опережающие индикаторы в промышленности находятся сейчас в глубоком минусе. То есть в еврозоне производители сами не видят никаких положительных краткосрочных перспектив», – делится спикер.
Более позитивно в Евразийском экономическом банке смотрят на экономику Китая, где в 2025 году банк прогнозирует ускорение темпов экономического роста. «Недавно власти КНР анонсировали новый пакет мер поддержки экономики, который эквивалентен порядка 10% ВВП. Это достаточно значительная сумма, и мы считаем, что основной положительный импульс придется на 2025 год», – заключает руководитель дирекции по аналитической работе ЕАБР.
Что касается динамики цен в мировой экономике, в банке прогнозируют, что риски ускорения инфляции остаются высокими.
«На фоне повышенной инфляции регуляторы ключевых экономик будут вынуждены сохранить процентные ставки на повышенном уровне. Экономикам придется функционировать с достаточно высокими процентными ставками, – констатирует Алексей Кузнецов. – Вместе с тем, мы считаем, что ФРС (Федеральная резервная система США – Ред.) и ЕЦБ (Европейский центральный банк – Ред.) в 2025 году продолжат постепенно снижать свои процентные ставки, потому что текущий уровень уж очень высок, а экономическая активность слабая, и при этом растет нагрузка на обслуживание этого долга».
Таким образом, в ЕАБР ожидают, что за 2025 год ФРС снизит ставку до ориентировочно 2,75% с текущих 3,75%, а ЕЦБ – также на один процентный пункт, до 2,5%.
В банке также следят за динамикой прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Китай, которая «является сигналом и возможным риском для китайской экономики и мировой в целом». В прошлом году впервые в истории наблюдалось отрицательное значение по ПИИ в КНР. «В этом году такая динамика повторилась уже дважды, что может говорить о том, что крупные компании, инвесторы и бизнес постепенно уходят из Китая. Пока делать выводы преждевременно, но это может нести в себе риски для китайской экономики как в ближайшие три года, так и в более долгосрочной перспективе», – подчеркивает спикер.
Руководитель дирекции по аналитической работе ЕАБР завершил свое выступление прогнозами цен на энергоресурсы. «Мы как всегда ориентируемся на форвардные контракты. Сейчас рынок ожидает, что в ближайшие три года цены на нефть будут находиться примерно на уровне 70 долларов за баррель. Эта предпосылка заложена в наш базовый сценарий прогноза», – уточнил Алексей Кузнецов. Руководитель центра странового анализа дирекции по аналитической работе ЕАБР Марина Соболевская представила страновые прогнозы по Армении, Беларуси и РФ. Старший аналитик центра странового анализа дирекции по аналитической работе ЕАБР Айгуль Бердигулова – по Казахстану, Кыргызстану и Таджикистану.