Редакция Finprom.kz выяснила данные об объемах продаж в Казахстане российских маркетплейсов Wildberries и Ozon. Как следует из информации, предоставленной пресс-службами этих компаний, за восемь месяцев текущего года показатели существенно увеличились.
Так, количество заказов казахстанцев на площадке Wildberries в январе–августе 2024 года выросло в два раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Стоимостный объем продаж увеличился заметнее — в 2,1 раза. Рост в 2023 году был еще больше — почти в четыре раза. Маркетплейс Ozon, в свою очередь, нарастил физические объемы продаж за первое полугодие 2024 года в 12 раз, за прошлый год — в 16 раз.
В том числе международные площадки смогли увеличить свое присутствие в Казахстане по причине развития логистики. В частности, у Wildberries открыты три крупных логистических центра в больших городах РК, в настоящее время строятся еще два — в Астане и Алматы. По данным пресс-службы Wildberries, количество пунктов выдачи заказов (ПВЗ) за прошлый год увеличилось в 8,9 раза, а в августе текущего года в сравнении с концом декабря 2023 года — еще на 52%.
«Мы активно работаем над расширением сети ПВЗ в Казахстане. По итогам второго квартала 2024 года число пунктов выдачи заказов Ozon выросло в 15 раз по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. В ближайшие месяцы будем стимулировать предпринимателей открывать новые ПВЗ в различных регионах страны, чтобы сделать покупки на нашей платформе еще более удобными. Для этого мы предоставляем финансовую поддержку на открытие ПВЗ в приоритетных локациях», — прокомментировали в пресс-службе Ozon. Согласно данным интерактивной карты ПВЗ Ozon, объем такой поддержки в среднем за полгода составляет 2,6 млн тенге в зависимости от локации. Специалисты пресс-службы компании добавляют: в Алматы и Астане сумма финансовой помощи для предпринимателей достигает 7,1 млн тенге за полгода.
В целом объем рынка электронной торговли в Казахстане за прошлый год достиг рекордного уровня: 2,4 трлн тенге. Рост за год — на 24,2%. Количество транзакций увеличилось на 84,1%, до 90,2 млн.
По данным Бюро национальной статистики (БНС) АСПиР РК, доля товаров, проданных через маркетплейсы, составила 72,4% от всего стоимостного объема электронной торговли. В денежном выражении эта сумма приблизилась к 1,8 трлн тенге. Продажи казахстанских организаций через собственные сайты были значительно меньше: всего 672 млн тенге. В прошлом году этот канал реализации товаров потерял свои позиции в сравнении с маркетплейсами: объем продаж в нем сократился на 20,5%. Маркетплейсы же, напротив, увеличили свою покупательскую аудиторию и нарастили стоимостный объём продаж на 58,2%.
Согласно выводам исследования компании PwC Kazakhstan, «главными драйверами роста в 2023 году выступили международные маркетплейсы, показавшие рост в 3,7 раза, и в меньшей степени — локальные (увеличение продаж в 1,7 раза)».
Информация БНС и пресс-служб маркетплейсов показывает, что интерес к этим площадкам растет со стороны не только покупателей, но и предпринимателей. Так, в прошлом году количество селлеров из РК на Wildberries выросло на 45%, на Ozon их стало в 4,6 раза больше. В текущем году этот интерес не угасает, маркетплейсы также сообщают о росте показателей.
Отечественные статистики собирают общие данные о количестве предприятий, которые продают свои товары и услуги через маркетплейсы. За прошлый год их число увеличилось на 62,8%, превысив 2 тысячи компаний. Тех, кто дает объявления о продаже через собственные интернет-магазины, насчитывалось почти в 3 раза меньше: 766 предприятий.
Какие товары казахстанцы чаще всего покупают на маркетплейсах? В денежном выражении наибольшую долю занимают телефоны и различные гаджеты. Их доля в общем объеме продаж в прошлом году составляла 27,5%, а стоимостный объем продаж достигал 486,2 млрд тенге. На втором месте расположилась бытовая техника: за прошлый год казахстанцы потратили на ее покупку на маркетплейсах 205 млрд тенге. Доля бытовой техники в общем объеме продаж составила 11,6%. Близок к этому показателю и удельный вес категории компьютеров и сопутствующих товаров: 10,1%. В 2023 году покупатели из РК купили такие товары на 178,4 млрд тенге.
Читайте также
Структура маркетплейса должна стать более структурированной, сказала она