Режим СНР для крестьянских и фермерских хозяйств прорабатывают в Казахстане, сообщил в ответе на депутатский запрос министр национальной экономики РК Нурлан Байбазаров, передает центр деловой информации Kapital.kz.
«В настоящее время в рамках исполнения поручений, озвученных в Послании главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2022 года, проводится работа по подготовке нового Налогового кодекса, в том числе по реформированию СНР для субъектов малого и среднего бизнеса. Так, на сегодняшний день прорабатываются следующие подходы: - режим для самозанятых - единый совокупный платеж (объединение СНР по патенту и СНР с использованием мобильного приложения); - режим для крестьянских и фермерских хозяйств», - говорится в ответе главы Миннацэкономики.
При этом он отметил, что подходы по совершенствованию СНР на основе патента на данный момент формируются.
«Предоставить ответ по увеличению пороговых значений годового дохода по патенту и разрешению нанимать до пяти работников полагаем преждевременным. Результаты проведенной работы найдут свое отражение в тексте нового Налогового кодекса», - заверил министр.
СНР на основе патента введен для субъектов малого и среднего бизнеса с целью снижения административной нагрузки на бизнес и упрощения ведения налогового учета. Данный режим предусмотрен для предпринимателей с небольшими оборотами (3 528 МРП или 13 млн тенге) и без наемных работников.
Стоимость патента оплачивается до начала налогового периода. Планируемую сумму дохода на предстоящий период действия патента определяет сам налогоплательщик. В патенте ставка индивидуального подоходного налога составляет всего 1%, социальный налог не уплачивается.
Суть данного режима заключается в том, что налогоплательщик «работает» сам, без работников. При этом в случае «расширения» деятельности он переходит на другой уровень и применяет другие СНР. Право выбора режима налогообложения закреплено за самим налогоплательщиком.
Напомним, на расширенном заседании правительства в феврале глава государства Касым-Жомарт Токаев заявил, что повышение НДС с 12 до 16% не будет панацеей. «Повышение НДС с 12 до 16 процентов – это не панацея, в реформировании нуждается сам НДС, который в Казахстане приобрел другую сущность. Эксперты обоснованно утверждают, что повышение НДС может увеличить уровень инфляции и долю теневой экономики, снизить инвестиционную привлекательность страны. Предыдущее Правительство парировало такие аргументы доводами о дополнительных поступлениях в бюджет, которые заменят трансферты из Национального фонда. Приходится констатировать, что пока работа по формированию нового Налогового кодекса не соответствует моим ожиданиям как Главы государства», - заявил глава государства.
Президент обозначил, что в реформировании Налогового кодекса должны принимать участие экономисты, финансисты, бизнесмены. То есть речь должна идти не исключительно о пополнении бюджета, но и улучшении системы сбора налогов и снижении уровня теневой экономики.
Позже премьер-министр Олжас Бектенов заявил, что в Казахстане не будут повышать ставку налога на добавленную стоимость.
«Глава государства на расширенном заседании отметил, что в прошлом году министерством финансов не возвращен НДС бизнесу на сумму порядка 600 млрд тенге. Одновременно с этим авансировали бюджет 2024 года для финансирования неотложных расходов. Это результаты неправильного планирования. План по доходам на 2023 год был завышен», - пояснил он, подчеркнув, что такая практика не должна повториться.
Кроме того, президент на расширенном заседании раскритиковал правительство за невыполнение поручения о сокращении налоговых преференций на 20%.
«Правительству предстоит выработать прозрачные и конкретные правила получения налоговых льгот. По оценкам министерства финансов, ежегодный объем недополученных налогов по предоставленным льготам в среднем составляет около 7 трлн тенге. При этом мое поручение о сокращении налоговых преференций на 20% до сих пор не исполнено, даже подходы к решению проблемы не разработаны», - отметил он.
До логического конца не доведено и внедрение единого платежа с фонда оплаты труда для микро- и малого предпринимательства.
«Данная норма работает уже год, все уполномоченные органы успешно отчитались, а бизнес как платил по отдельности налоги и взносы во внебюджетные фонды, так и продолжает это делать. С другой стороны, необходимо серьезно подойти к решению вопроса акцентированной поддержки среднего бизнеса», - уточнил президент.
Он подчеркнул, что не решены вопросы искусственного дробления бизнеса, методологии категоризации субъектов предпринимательства, приоритетного доступа к госзакупкам и мерам господдержки.
«Нужно снизить административный прессинг, в том числе через применение принципа регуляторной гильотины. В общем, необходимы качественные изменения в этой сфере», - подчеркнул Касым-Жомарт Токаев.
Национальная палата в этой связи озвучила инициативы по кардинальному реформированию системы взаимоотношений между налогоплательщиком и государством через проведение всеобщей налоговой реформы. Реформу в НПП предложили реализовать путем введения трех режимов исходя из размерности бизнес-субъекта.
Таким образом, структура экономики будет формироваться по принципу укрупнения бизнеса начиная от самозанятых лиц с простейшим способом исполнения налоговых обязательств, с переходом до уровня МСБ и последующим шагом до уровня крупного бизнеса. Результатом реформы должны стать упрощение процедур и установление минимальной нагрузки для МСБ, простые способы уплаты налогов и легализация бизнеса. Для крупного бизнеса, включая субъектов финансового сектора, недропользователей, предлагается сохранить текущий режим налогообложения, предусмотрев для них универсальные стимулы для инвестиций в основной капитал и создания высокой добавленной стоимости. В то же время субъекты среднего бизнеса получат вариативность уплаты налогов и устранение барьеров для укрупнения.
Говоря о налоговой реформе, Тимур Жаркенов подчеркнул важность вопроса регистрации в качестве плательщика НДС. «Предлагаем предусмотреть налоговые режимы, чтобы порог по НДС их не касался. Это субъекты бизнеса с оборотами до 15 млрд тенге. Это означает, что государство сфокусируется действительно на крупном бизнесе. Если бизнес крупный, его обороты приближаются к этой отметке, то его будет достаточно ограниченное количество, и соответственно государство сможет его выявить, идентифицировать и обеспечить, чтобы крупный бизнес платил НДС как положено. Это могло бы обеспечить пополнение бюджета, но с другой стороны значительно бы упростило для бизнеса уплату налогов», - уточнил зампред Нацпалаты.
Следующий актуальный вопрос для бизнеса – это нагрузка на фонд оплаты труда. На текущий момент нагрузка на ФОТ достигает 38-40%. «Приведу пример ключевой нагрузки: чтобы оплатить работнику «на руки» 100 тыс. тенге, предпринимателю необходимо порядка 40 тыс. тенге дополнительно оплатить в те или иные фонды. В итоге это достаточно большая нагрузка, что и стимулирует развитие «теневого» рынка по труду», - сказал Тимур Жаркенов.
Необходимость реформирования платежей по ФОТ обусловлена не только значительным количеством самих платежей, но и наличием «собственной» базы и пределами для исчисления по каждому платежу.
«На текущий момент проблема не только в самом размере этих оплат, а в том, что их крайне сложно рассчитать. На каждый из видов платежей необходимы отдельные суммы, отдельный платежный документ. То есть необходимо вести целую бухгалтерию, что для бизнеса, естественно, сложно. Поэтому, первое – предлагаем унифицировать базу для исчислений. Второе – есть консенсусное мнение бизнеса о готовности отчислять во всем фонды 20%», - пояснил Тимур Жаркенов.
Еще одним важным моментом является то, чтобы отчисления осуществлялись в одну организацию единым платежом. Например, государство через «Правительство для граждан» само расщепляло все поступившие суммы. Это значительно улучшит как администрирование со стороны государства, а также поможет выведению бизнеса в «белое поле», добавил спикер.
Читайте также
Глава ведомства считает данную меру нецелесообразной