За январь–октябрь 2023 года в стране произвели 1,4 млн пар обуви*, что на 5,5% больше, чем годом ранее, сообщает energyprom.kz.
В региональном разрезе больше всего обуви выпустили в Алматы: 558,5 тыс. пар, годовой рост— на 6,4%. В тройке лидирующих регионов также оказались Алматинская (291,6 тыс. пар, плюс 20,6%) и Жамбылская (197,7 тыс. пар, минус 1,7%) области.
За полный 2022 год производство обуви в РК составило 1,8 млн пар — сразу на 40,4% больше, чем за 2021 год.
* здесь и далее — кроме спортивной, защитной и ортопедической
При этом рост производства — хотя и позитивный показатель, но все еще критически недостаточный. Так, по итогам января–сентября текущего года местные компании обеспечили спрос (реализацию на внутреннем рынке плюс экспорт) на обувь всего на 3,2%, и почти столько же было годом ранее (3,8%).
Импорт с начала года вырос сразу на 30,5% за год, до 36,9 млн пар. Доля импорта соответственно составила 96,8%.
На экспорт отправили 488,4 тыс. пар обуви против 80,7 тыс. пар в 2022 году. Практически весь объем обуви реализовали на внутреннем рынке, а это 37,6 млн пар — на 28,3% больше, чем годом ранее. То есть рынком полностью «рулит» импорт.
Заметим: китайские компании готовы бесплатно маркировать обувь для Казахстана. Ранее об этом заявили и поставщики из Узбекистана и Турции. Эта мера позволит снизить объемы серого импорта.
Что касается цен, по итогам ноября текущего года обувь в РК подорожала на 13,1% за год. В том числе мужская обувь выросла в цене на 12,4%, женская — на 12,8%, детская — сразу на 14,6%.
В региональном разрезе сильнее всего цены подскочили в Мангистауской области: сразу на 24,8%. Следом идут Туркестанская (на 19,4%), Жамбылская (на 15,8%), Карагандинская (на 15,3%) и Костанайская (на 15%) области.
Наименьшее годовое удорожание было зафиксировано в Жетысуской (на 5,6%), Алматинской (на 7%) и Улытауской (на 7,2%) областях.
На 13 декабря текущего года, по данным Numbeo, стоимость одной пары кроссовок для бега Nike среднего класса в Казахстане составила 110,7 доллара. С такой ценой РК расположилась на 10-м месте по дороговизне в мире и на 3-м — среди стран СНГ.
Для сравнения: в Узбекистане цена этих кроссовок составляла 98,7 доллара, в Беларуси — 83,3 доллара, в Украине* — 81,4 доллара, в России — 80,9 доллара, в Армении — 121,7 доллара, в Азербайджане — 112,8 доллара.
Дороже всего знаменитые «найки» стоили в Швейцарии (133 доллара), дешевле всего — в Кении (всего 34,7 доллара).
* У Украины в СНГ по целому ряду причин спорный статус.
Читайте также
Зарегистрировать продукцию в системе можно до 1 февраля 2024 года