Перевести на единую платформу закупки государственных и квазигоскомпаний намерено министерство финансов. Соответствующий законопроект поступил в мажилис, ожидается его презентация. Об этом сегодня в ходе брифинга сообщил директор департамента законодательства государственных закупок и закупок квазигосударственого сектора Министерства финансов РК Ерлан Сеитов, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Президент поставил перед нами задачу выстроить новую систему государственных закупок, где в первую очередь приоритетом будет качество, а не минимальная цена. И необходимо закупки государственных и квазигосударственных компаний перевести на единую платформу», - пояснил он.
По его словам, новый законопроект уже внесен в мажилис парламента, и через неделю состоится его презентация.
«С начала текущего года мы вели работу по подготовке данного законопроекта, была проделана очень большая работа совместно со всеми центральными и местными исполнительными государственными органами, с бизнес-сообществом, с НПП «Атамекен». Было проведено очень много рабочих встреч, по результатам которых данный законопроект уже внесен в мажилис», - уточнил Ерлан Сеитов.
Одной из главных целей законопроекта является исключение человеческого фактора и сокращение срока закупок.
«Для повышения качества закупаемых товаров, работ и услуг ведется работа по развитию неценовых критериев. У многих есть понимание, что в государственных закупках выигрывают только по минимальной цене. То есть тот, кто дает наименьшую цену, тот и выигрывает. И многие начинают критиковать систему. Но на самом деле это не совсем так. Если брать объемные закупки в сфере строительства, то у нас есть такие инструменты, как минимальное пороговое значение демпинга, ниже которого снижение цены не допускается. Тем самым здесь говорить о том, что выигрывает тот, кто дает наименьшую цену, не совсем правильно», - уточнил глава департамента.
По его словам, при объеме закупок на 100 млн тенге ниже 95 млн тенге потенциальный поставщик предложить не может, так как установлен порог в размере 5%.
«Аналогичные пороги есть и в проектировании, в технадзоре, в экспертизе. Я выделяю именно эти закупки, потому что по своему объему в денежном выражении они занимают основную долю и являются одним из сложных сегментов госзакупок», - отметил Ерлан Сеитов.
Он пояснил, что в товарах, работах и услугах, не связанных со строительством, пороговое значение демпинга определено в размере 20%. При этом предусмотрена возможность снижения цены с обязательным условием внесения антидемпинговой суммы.
«То есть потенциальный поставщик должен на ту разницу, на которую он снижает цену, внести соответствующее обеспечение. Таким образом, потенциальный поставщик дает гарантии того, что он завтра выполнит обязательства», - уточнил глава департамента Минфина.
Кроме того, в новом законопроекте определены неценовые критерии для определения победителя закупок. Это опыт работы и финансовая устойчивость.
«В апреле текущего года мы внедрили новые критерии, которые называются «территориальные признаки» и «отрицательные значения». Если потенциальный поставщик находится в той же административно-территориальной единице, где заказчик, то ему будет присваиваться балл, или условная скидка в целях поддержки местных компаний», - отметил Ерлан Сеитов.
Это делается для того, чтобы устранить случаи, когда конкурс выигрывала компания, которая находится в другом регионе и в результате не исполняет свои договорные обязательства или передает их на субподряд.
«Отрицательное значение говорит о том, что если вы в этом году уже заключили один договор в рамках госзакупок, то за каждый договор отнимается 0,1 из этого общего количества баллов. Таким образом, если у вас будет 10 договоров, будет отниматься 1%. Это сделано в связи с тем, что у нас была проблема в части того, что одни и те же компании выигрывали все конкурсы подряд. Они заключали более 300 договоров на более 1 миллиард тенге и создавали нездоровую конкуренцию, когда все уходило в одни руки», - пояснил он.
По словам главы департамента, после внедрения такого критерия ситуация резко изменилась: начали выигрывать компании, которые ранее не выигрывали. А те, кто брал более 300 договоров, уже такой возможности не имеют. Произошло равномерное распределение контрактов среди участников госзакупок.
Читайте также
Проведено почти 2 тысячи проверок