USD
495.95₸
EUR
524.37₸
RUB
4.98₸
BRENT
71.05$
BTC
90296.20$
-217.500

С 2027 года для авиакомпаний применение SAF будет обязательным

Sustainable aviation fuel, SAF – это устойчивое авиационное топливо, сертифицированное как экологически безопасное

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Айболат Аманжолов

Фото: Айболат Аманжолов

Казахстан объявил тендер для изучения целесообразности производства «зеленого» авиакеросина, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

Об этом в ходе форума «Первый казахстанский авиационный диалог: Энергетический переход во имя устойчивого развития и реализации транзитного потенциала» сообщил заместитель председателя правления АО «НК «КазМунайГаз» Дмитрий Макеев.

С 2027 года для авиакомпаний применение SAF будет обязательным 2141488 - Kapital.kz

«Технология SAF на сегодняшний день никак не будет связана с модернизацией действующих нефтеперерабатывающих заводов. Это отдельная технология, отдельное производство, где в качестве сырья будут использованы или биомасса, которая подвержена разложению в производстве углеводородов, или же будет применяться процесс блендинга, где мы будем смешивать так называемое «зеленое» топливо – биотопливо с минеральным топливом. Какой будет пропорция, себестоимость и конъюнктура потребления, станет известно в рамках исследования, которое мы планируем провести совместно с ЕБРР и компанией «Эйр Астана», - сообщил заместитель председателя правления КМГ в ходе пресс-конференции, отвечая на вопрос журналиста Kapital.kz.

Как уточнил в своем докладе председатель правления национальной компании «КазМунайГаз» Магзум Мирзагалиев, результаты технико-экономического исследования (ТЭИ), организованного в партнерстве с ЕБРР, помогут определить:

1) различные сценарии потенциального спроса на SAF в Казахстане, Центрально-Азиатском регионе и во всем мире;

2) возможности поставки SAF на другие рынки, в частности, в Китай и страны ЕС;

3) наиболее перспективную и доступную технологию производства SAF с учетом имеющегося сырья и требований к качеству авиатоплива.

С 2027 года для авиакомпаний применение SAF будет обязательным 2141494 - Kapital.kz

Как отметили в ходе форума международные эксперты, на глобальную авиацию приходится 1,9% выбросов парниковых газов, 2,5% выбросов CO2 и 3,5% радиационного воздействия. По словам советника президента РК Болата Акчулакова, международная организация ООН по гражданской авиации (ICAO) выдвинула концепцию экологически устойчивого авиатоплива в 2009 году. Согласно программе Fly Net Zero 2050, к 2050 году использование биотоплива в мире должно составить порядка 55%.

 «Ожидается, что в Европейском союзе в рамках предлагаемого пакета мер Fit for 55 будут введены существенные требования к смешиванию топлива. Так, к 2025 году Испания, Франция и Германия планируют довести долю SAF от общего потребления авиатоплива до 2%, а Израиль – до 20%», - сообщил Магзум Мирзагалиев.

По его словам, треть от общего потребления авиатоплива будет составлять SAF в Норвегии, Швеции и Финляндии уже к 2030 году. А к 2050 году в США и Австралии половина потребления авиатоплива будет приходиться на SAF.

«Казахстан принял на себя добровольные обязательства по достижению долгосрочной желательной цели международной авиации (LTAG) по нулевому уровню выбросов к 2050 году, и в перспективе необходимо будет стимулировать использование SAF на внутренних авиарейсах», - подчеркнул глава КМГ.  

Он уточнил, что в настоящее время требование по использованию так называемого авиатоплива SAF в Казахстане пока не зарегулировано. Поэтому наша страна пока развивает традиционный керосин.

ICAO рассчитывает, что к высокоэкологичным будут относиться до 90% рейсов международных направлений к 2027 году. По новым требованиям организации, именно к этому времени авиакомпании должны будут платить за выбросы углекислого газа на международных рейсах, приобретая соответствующий объем квот у проектов по поглощению диоксида углерода, которые одобрила ICAO. По задумке авторов программы, эти штрафы в дальнейшем будут использоваться в проектах зеленой энергетики, высадки лесов и в решении различных экологических задач.

«Насколько я знаю, авиакомпании, которые не будут применять SAF, летая в европейские страны, будут платить штрафы. Они будут использоваться для устранения последствий углеродного следа», - подчеркнул в ходе пресс-конференции генеральный директор «КазМунайГаз-Аэро» Ильдар Шамсутдинов.

С 2027 года для авиакомпаний применение SAF будет обязательным 2141502 - Kapital.kz

По его словам, еще какое-то время назад про устойчивое авиатопливо никто ничего не знал.

«Сегодня мы организовали площадку, где обсуждаем этот вопрос. Чтобы достичь какого-то результата, об этом надо начать говорить. Если не обсуждать, мы ничего не сделаем и опять останемся позади. Тренд в Европе и в целом в мире таков, что в мире стоит зеленая повестка. Все переходят на биотопливо, биоресурсы. Соответственно, мы должны это делать», - уточнил он.

Если Казахстан все-таки примет решение об организации производства SAF, географическое расположение нашей страны может открыть для нас потенциальные экспортные рынки Европы и Китая, а также перспективы стать транзитным заправочным хабом в регионе, считает глава КМГ.

«Для страны и для КМГ открывается возможность получения дополнительной прибыли за счет производства SAF, продукта с высокой добавленной стоимостью. Это обусловлено высокой маржинальностью биотоплива, и это приведет к дополнительному импульсу развития сельского хозяйства, а также к высокому сырьевому потенциалу РК для производства биометана», - подчеркнул Магзум Мирзагалиев.

Он напомнил, что в последние годы страна обращает особое внимание на развитие «зеленых проектов».

«В настоящее время КМГ в партнерстве с ENI проводит технико-экономическое исследование для оценки осуществимости и экономической привлекательности выращивания и сбора в РК масличных культур и использования других сельскохозяйственных остатков для использования в качестве сырья для биоперерабатывающих заводов», - резюмировал он.

С 2027 года для авиакомпаний применение SAF будет обязательным 2141509 - Kapital.kz

Для справки

Среди 8 тысяч аэропортов в мире в настоящее время лишь 38 предлагают экологическое авиационное топливо, причем нет ни одного производителя SAF ни в Казахстане, ни в целом в регионе Центральной Азии.

Ожидается, что уровень производства SAF в 2025 году будет примерно в 17 раз выше, чем в 2020 году. В 2020 году в мире было произведено чуть более 59 миллионов галлонов SAF. Ожидается, что в 2023 году будет произведено более 820 миллионов галлонов, а в 2025 году – более 1,01 миллиарда галлонов экологически чистого авиационного топлива.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.