USD
441.66₸
EUR
475.14₸
RUB
4.86₸
BRENT
83.05$
-0.190
BTC
63146.70$
-751.200

Казахстанский хризотил показывает экспортный характер – Исламбек Орумбаев

Финансовый директор АО «Костанайские минералы» рассказал про экспортные барьеры хризотил-асбестового гиганта

Share
Share
Share
Tweet
Share
Казахстанский хризотил показывает экспортный характер – Исламбек Орумбаев- Kapital.kz

АО «Костанайские минералы» – единственная в Казахстане компания по добыче хризотил-асбеста. Карьер, принадлежащий предприятию, занимает четвертое место в мире по его запасам. Более 95% продукции компании уходит на экспорт. В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz финансовый директор АО «Костанайские минералы» Исламбек Орумбаев рассказал о том, с какими вызовами компания сталкивается сегодня.

- Исламбек Нуртаевич, год был непростым. Как сложившаяся геополитическая ситуация в мире повлияла на состояние хризотиловой отрасли Казахстана?

- Планы на 2022 год были амбициозные. Но произошли январские события, начались военные конфликты в соседних странах – такой год, по-моему, можно считать за два или даже за три. Ситуация на рынке хризотила менялась несколько раз. Одним из основных для нас был вопрос международной и внутристрановой логистики.

Из-за сложностей с обеспечением транспорта объемы экспорта значительно снизились в I-II кварталах прошлого года. Поэтому весной мы были вынуждены официально выйти на простой. Определенное время мы работали на склад. Отгрузки в дальнее зарубежье упали на 60%. Вместо положенных 20 тыс. тонн в месяц они снизились до 8 тыс. тонн – для нас это было серьезным падением объемов.

Можно сказать, что мы вели битву планирования. Решали, какими путями осуществлять отгрузку продукции, искали новые логистические маршруты. Этот вопрос отрабатывался в том числе и на правительственном уровне. Основной объем мы направляли в страны дальнего зарубежья через российские порты, до которых наш товар доставлялся железной дорогой.

Таким образом, получилось открыть пути через грузинский порт Поти (Транскаспийский международный транспортный маршрут) и Клайпедский порт в Литве, до которого товар едет через территорию России. Эти изменения в какой-то степени осложнили работу, а также заметно увеличили затраты на логистику наших клиентов. Рыночные тарифы на перевозку также выросли. Из-за этого нам стало дороже поставлять продукцию в Узбекистан и Кыргызстан.

В целом нарушение логистических цепочек в прошлом году вызвало необходимость переориентации как экспортных, так и импортных маршрутов.

- Какие меры были предприняты из-за экспортных барьеров?

- В конце прошлого года на железной дороге РК начались определенные сложности. Мы столкнулись с дефицитом вагонов, из-за чего отгрузка осуществилась лишь на 80%. У нас были и другие заказы, но по ним мы не успели отправить товар.

Сегодня ситуация более-менее стабилизировалась. Мы говорим о транзитном потенциале страны. Без этой инфраструктуры реализовать идею будет непросто. Более того, стабильная работа железной дороги – это вопрос национальной безопасности.

За последние полгода у нас возникала мысль приобрести вагоны и локомотивы. Мы прорабатываем этот вопрос. Инвестиции в данный проект большие, но даже это может не решить проблему. Необходимо, чтобы отлаженно работали перевозка, подача/уборка на станциях и чтобы составы не задерживались. Поэтому мы также рассматриваем вариант сотрудничества с компаниями, у которых уже есть вагоны. Таким образом, мы прорабатываем разные сценарии. Даже если завтра все наладится, у нас будут запасные варианты по отгрузке.

Радует, что правительство понимает текущую ситуацию. Совместно мы ищем решения, варианты, новые подходы. Мы все время работаем над новыми транспортно-логистическими маршрутами по поставке нашей продукции, находимся в постоянном контакте со всеми министерствами.

- Насколько 2022 год был эффективным для компании? Поделитесь, пожалуйста, результатами.

- Несмотря на ситуацию в стране и мире, спрос на казахстанский хризотил показывал положительную динамику и твердый экспортный характер. Мы выполнили свою производственную программу – 250 тыс. тонн хризотила 3-6 групп – и планировали продать столько же. Отгрузка в итоге составила 240 тыс. тонн, что на 4% ниже плана. Тем не менее, мы считаем, что это хороший результат для такого сложного года.

В прошлом году нам удалось достичь рекордного показателя по производству за последние 30 лет – 251 тыс. тонн. Мы работаем практически на пике наших технологических возможностей. У казахстанской хризотиловой отрасли высокий потенциал.

- Костанайские минералы экспортно ориентированная компания. Как сегодня обстоят дела с экспортом?

- В 2022 году он составил порядка 230 тыс. тонн. Как и прежде, 95% всей продукции экспортируется в такие страны, как Узбекистан, Индия, Таджикистан, Шри-Ланка, Китай, Туркменистан, Украина, Вьетнам, Таиланд и Кыргызстан. Внутреннее потребление составляет около 4-5%.  

- Выросло ли потребление внутри Казахстана?

- В Казахстане есть два шиферных завода – потребители нашего сырья – в Семее и Шымкенте, которые показали рост в 2022 году. В сумме они сегодня закупают порядка 10 тысяч тонн хризотила.

Сегодня вся продукция, которая используется для производства кровли и различных фасадных решений в Казахстане, изготовлена из сырья АО «Костанайские минералы».

- Назовите значимые, на ваш взгляд, события прошлого года.

- Модернизация производства, улучшение технологического процесса, снижение негативного влияния производства на окружающую среду.

Что касается модернизации, то на сегодняшний день мы улучшили эффективность производства. По технологическим показателям обогащения за последние годы: энерго- и водопотребление снижено более чем на 40%, расход дизтоплива и газа сокращен на 30%, техническая оснащенность приближена к мировым стандартам. Также внедряются современные автоматизированные системы контроля.

Сейчас мы проводим большую работу по процессу сушки руды – нашим основным технологическим процессом. Совместно с учеными мы нашли решение по улучшению этой технологии. Также сокращаем экологический след компании. Параллельно мы хотим добиться экономии газа. Уже в текущем году по одной печи начнется корректировка технологии в рамках экспериментальной работы. Насколько это будет эффективно – покажет время.

Могу сказать, что в последние годы мы сознательно наращиваем объемы инвестиций, направленные на реализацию природоохранных программ и проектов. В списке экостратегии есть проект по сокращению водопотребления. Специалисты ведут анализ потребления воды как в технологической цепи производства, так и для хозяйственно-бытовых нужд. Итоги исследования дадут возможность полностью контролировать процесс.

В идеале предприятие должно прийти к тому, чтобы закольцевать использование значительного объема потребляемой воды в собственной системе. Либо возвращать ее в окружающий мир как минимум в прежнем или еще более чистом виде.

Компания реализовала проект по изменению схемы осушения карьера. Речь идет о запуске локальной системы водоотведения. За счет этого мы исключим попадание воды в карьер. А значит, и влияние горных работ на подземные воды. Более того, от реализации этого проекта мы получили дополнительный эффект – снижение объемов работ по сушке руды. Это чистая экономия.

Мы также работаем над поиском возможностей расширения производства, сотрудничая с американскими, канадскими, казахстанскими научно-исследовательскими центрами.

- Сколько сотрудников работает в АО «Костанайские минералы» на сегодняшний день?

- Около 2010 человек.

- Ваши прогнозы на 2023 год?

- В современном мире делать прогнозы довольно сложно. Сегодня рынок более-менее стабилизировался. И в ближайшее время эта ситуация должна сохраняться. Некоторые рынки начали минимизировать риски и искать новых поставщиков хризотила из-за санкций (российских – Ред.).

Мы вступили в 2023 год, набрав хороший темп. По направлениям отгрузки мировое потребление хризотила устойчиво. Как и прежде, рынок будет сфокусирован на странах Юго-Восточной и Центральной Азии. Наша первоочередная задача – обеспечить спрос, расширить рынки сбыта. Главное, что есть потенциал. Компания планирует отгрузить 260 тысяч тонн готовой продукции в 2023 году.

Что касается сложностей, то мы знаем, как с ними быть. В истории предприятия были не менее сложные периоды, но мы всегда находили решение проблем.

- Что в текущих условиях можно сделать для стимулирования экспорта?

- Сейчас в транспортной отрасли Казахстана происходят изменения. И есть надежда, что они в итоге дадут положительный эффект – мы сможем снизить масштаб связанных с логистикой проблем. Со своей стороны мы будем и дальше производить востребованный продукт, который надеемся экспортировать потребителям по всему миру.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.