USD
523.72₸
-0.140
EUR
544.09₸
-0.250
RUB
5.20₸
+0.090
BRENT
73.00$
BTC
93863.60$
-1497.600

Как Казахстан и его соседи строят Евразийский транспортный каркас

Эксперт обозначила сложности и перспективы его развития

Share
Share
Share
Tweet
Share
Как Казахстан и его соседи строят Евразийский транспортный каркас- Kapital.kz

Евразийский банк развития в конце прошлого года выпустил доклад «Экономика Центральной Азии: новый взгляд». В нем говорится о том, что пора пересмотреть роль центральноазиатских государств. Казахстан и соседние страны достигли существенного прогресса в развитии, кроме того — изменился внешний контекст, и регион приобретает стратегическое значение для развития всей евразийской экономики.

Проанализируем основные тезисы доклада и порассуждаем о перспективах, которые открываются  для транспортно-логистической отрасли Казахстана в связи с новой ролью Центральной Азии в глобальном масштабе.

Основные тезисы:

- За 20 лет население стран ЦА выросло в 1,4 раза, ВВП — в 7,5 раза, внешнеторговый оборот — в 6 раз.
- Среднегодовой темп экономического роста стран Центральной Азии составил 6,2% за последние 20 лет. В то же время развивающиеся страны росли с темпом 5,3%, а мир в целом — в среднем на 2,6% ежегодно.
- Растущее население региона формирует емкий рынок сбыта и растущий пул трудовых ресурсов. Население в 77 млн человек продолжает расти почти на 2% ежегодно. Согласно оценкам ООН, на горизонте до 2040 года ежегодный демографический прирост в регионе в среднем составит 1,1%.
- Конкуренцию России во внешней торговле уже составляют не только КНР, но и Турция, Индия, Южная Корея. Кроме того, взаимная торговля стран региона развивается опережающими темпами по отношению к внешней торговле.
- Один из ключевых вызовов для стран Центральной Азии — отсутствие выхода к морю. Это ведет к избыточным транспортным издержкам и, соответственно, сдерживанию роста торговли.
- Точка роста — развитие транзитного транспортного потенциала, формирование Евразийского транспортного каркаса.
- Без формирования эффективных систем транзитных перевозок страны Центральной Азии, не имеющие выхода к морю, будут отставать от уровня стран, которые имеют такой выход, в среднем на 20% (данные ООН) и не смогут быть в полной мере интегрированы в мировой рынок. Необходимы развитие и совершенствование автодорожной и железнодорожной инфраструктуры, гармонизация и упрощение процедур пересечения границ.

Сложности и перспективы

Начнем со сложностей. Действительно, отсутствие выхода к мировому океану — а значит, наиболее короткого доступа к глобальному рынку — сдерживает торгово-экономический потенциал Казахстана. Кроме этого, имея общие границы с Россией и Китаем, РК все же расположена в отдалении от основных центров экономической активности этих стран и всей Евразии. Поэтому международная торговля сопряжена с довольно высокими транспортными издержками. Более того, горный ландшафт центральноазиатских государств не способствует развитию транспортных связей с миром — для строительства дорожной сети в таких условиях нужны большие инвестиции.

Но в географическом расположении Казахстана есть и преимущества, использование которых может нивелировать эффект этих ограничений. Через территорию РК проходят маршруты, соединяющие Европу и Азиатско-Тихоокеанский регион. Среди них — уже работающие транспортные артерии и только запланированные к развитию. Находясь на перекрестке логистических коридоров, Казахстан и другие страны Центральной Азии получили уникальную возможность развития транзитного потенциала и вовлечения в трансграничные производственные цепочки.

Есть и другие барьеры — сложные процедуры пересечения границ и несогласованность регуляторной среды стран региона, недостаточное проникновение транспортных сервисов и низкая автоматизация логистических процессов, проблемы с качеством дорог и транспортной инфраструктуры. Но преодолеть их значительно легче.

Синергия и цифровизация

Специалисты ЕАБР говорят о необходимости формирования Евразийского транспортного каркаса — благодаря ему центральноазиатские государства, не имеющие выхода к морю, будут связаны друг с другом и с внешними торговыми партнерами. Это даст заметный толчок для экономического развития региона.

Стоит отметить, что каркас уже практически сформирован — сейчас идет развитие его отдельных элементов. Активно работает маршрут «Европа — Западный Китай». Увеличивается объем перевозок по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ). Большие надежды возлагаются на восточную ветку коридора «Север — Юг», связывающего Россию через центральноазиатские и кавказские республики с Ближним Востоком и Южной Азией. Ведется строительство участка коридора ТРАСЕКА и автодороги Актобе — Уральск — Самара. Все эти транспортные артерии и формируют евразийский транспортный каркас, который поможет организовать новые логистические цепочки.

Однако эту глобальную задачу центральноазиатским странам не осилить в одиночку. Важны усилия каждого государства региона для обеспечения транспортной связанности. Это значит, что нужно модернизировать и повысить пропускную способность пограничных пунктов, договориться об удобных таможенных процедурах. Для «бесшовных» перевозок необходима цифровизация транспортных и логистических процессов. Например, внедрение электронных транспортно-сопроводительных документов, развитие сервисов автоматической идентификации и отслеживания грузов.

Для повышения качества услуг и формирования новых удобных сервисов важна и поддержка конкуренции в отрасли. Этого можно достичь, стимулируя игроков отрасли выходить на открытый рынок, то есть использовать для организации логистики онлайн-площадки и цифровые сервисы. Они предназначены для поиска партнеров, проверки их репутации, автоматизации рутинных операций, таких как выбор подрядчика и отслеживание доставки.

Эксперты ЕАБР считают, что транспорт играет для Центральной Азии роль ключа, позволяющего распахнуть закрытые двери и обеспечить доступ на международные рынки. И это действительно так: транспортные коридоры и маршруты, пересекающие регион, образуют транспортный каркас Евразии. Это уникальная особенность региона. Чтобы извлечь из нее выгоду, нужно действовать согласованно и использовать имеющиеся в мировой практике технологии автоматизации.

Рената Зобова, директор казахстанского представительства международной «Биржи грузоперевозок ATI.SU» 

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.