USD
495.95₸
EUR
524.37₸
RUB
4.98₸
BRENT
71.05$
BTC
90550.90$
+37.200

У Казахстана есть шанс стать лидером региональной логистики

Какие проблемы нужно решить стране в первую очередь

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

Международная логистическая компания RTL Alliance и международная инвестиционно-консалтинговая компания ASER в мае представили обзор транспортно-логистического рынка Казахстана. Аналитики и эксперты оценили, как мировые тренды и внешнеполитические факторы влияют на развитие экономики республики в целом и на логистические процессы в частности. О том, какие перспективы открываются перед Казахстаном и какие проблемы нужно решить в первую очередь для постоянного роста рынка?

Основные тенденции рынка

2022 год стал для Казахстана прорывным. После того как логистические маршруты из Азии в Европу перестроились, республика получила возможность стать транзитным хабом Евразии.

Казахстан предложил альтернативный маршрут по направлению Китай — Европа (через порты Каспийского моря в Азербайджан, Грузию, Турцию и далее в Европу). Государство взялось за развитие трассы, ведущей к Каспийскому морю, портов и соответствующей инфраструктуры. Объем перевозки грузов по ТМТМ за 2022 год вырос в 2,5 раза и составил 1,5 млн тонн. Внешнеторговый оборот страны увеличился на 132% и составил 134,4 млрд долларов.

Западные санкции против России и Беларуси привели к резкому росту логистического рынка республики и усилению конкуренции на нем. В 2022 году грузоотправители искали новые рынки сбыта и партнеров, а перевозчики осваивали новые маршруты. Кроме того, российские и белорусские перевозчики зарегистрировались в Казахстане, чтобы продолжить работу на привычных направлениях.

Роль РК в построении новых логистических цепочек в Евразии повлияла на увеличение грузопотока из Казахстана в Беларусь, Польшу, Германию и Узбекистан. Казахстан наряду с Турцией стал главным перевалочным пунктом для доставки европейских товаров в Россию.

По данным международной «Биржи грузоперевозок ATI.SU», во втором квартале 2022 года количество заявок на доставку грузов из Казахстана в другие страны выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 136%. В два раза увеличился спрос на перевозки в Россию. При этом ставки на перевозки подросли в среднем на 41%.

Уже в первом квартале 2023 года количество заявок на автомобильную доставку грузов в другие страны выросло практически в три раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Цены на перевозки поднялись на 66%.

Импорт в Казахстан показывает более умеренный рост. В 2023 году количество заявок на перевозки в страну увеличилось по сравнению с прошлым годом на 49%. Спрос растет как на доставку грузов из России и Китая, так и из европейских стран.

Доля ЕС во внешнеторговом обороте Казахстана составляет порядка 30%. В Европу преимущественно экспортируют нефть, газ, металлы, постепенно увеличиваются поставки сельхозпродукции. Обратно в республику импортируют лекарства, медоборудование, компьютерную технику, комплектующие для нефтегазовой отрасли.

Проблемы грузовых автоперевозок

Для Казахстана характерно наличие лимитирующих участков на важнейших отрезках дорожной инфраструктуры – интенсивность движения на них в 1,5-2 раза превышает проектные параметры. Недостаточная модернизация сети автодорог и их плохое состояние привели к тому, что средние скорости движения автомобилей на дорогах страны в два раза ниже, чем за рубежом. Срок службы автотранспорта на треть ниже, чем в Европе и сопровождается высоким уровнем эксплуатационных затрат.

Необходима реконструкция участков трасс «Алматы – Талдыкорган – Усть-Каменогорск – Шемонаиха – граница РФ», «Актобе – Атырау – граница РФ», «Майкапшагай – Калбатау – Семей – Павлодар – граница РФ» и «Алматы – Астана – Петропавловск – граница РФ». Работы на этих трассах уже ведутся.

Скорость таможенных и пограничных процедур также оставляет желать лучшего. Пункты пропуска недостаточно оснащены современными средствами контроля, нет раздельных коридоров для легковых и грузовых АТС и выделенных «зеленых» коридоров. В ближайшие годы необходимо автоматизировать 100% таможенных операций и ввести безбумажный порядок таможенного декларирования во всех таможенных ведомствах.

Еще одна проблема – высокий уровень износа и моральное устаревание грузового парка автотранспортных средств. В 2020 году он насчитывал 7 тыс. машин, в то время как в Беларуси их было 15 тыс., в Литве – 40 тыс. Уже тогда стояла задача увеличить парк минимум на 5 тыс. грузовых автотранспортных средств. Она решилась сама по себе после релокации российских и белорусских автотранспортных компаний, однако износ основных фондов автомобильного транспорта довольно высок.

По информации МИИР, уровень изношенности транспортной системы в сфере международных грузоперевозок вырос с 22% до 78% в 2021 году. Это стало одним из основных факторов, повлиявших на снижение доли казахстанских автоперевозчиков на рынке международных перевозок грузов с 52% до 31% наряду с ужесточением экологических требований к грузовым АТС. При этом на них приходится более 80% перевозимых в стране грузов и более трети грузооборота.

Разработка и принятие государственной программы финансирования проектов обновления парка АТС позволили бы создать условия для повышения конкурентоспособности и доли предприятий Казахстана на рынке внутренних и международных автомобильных перевозок.

Кроме того, в Казахстане низкий уровень цифровизации и применения информационных систем в данной отрасли. По этой причине неэффективно ведутся сбор, анализ и хранение информации о техническом состоянии транспортной инфраструктуры и интенсивности движения ТС, а также выдача разрешительных документов.

Точки роста

По оценкам аналитиков, в мировом рейтинге конкурентоспособности по показателю «Инфраструктура» Казахстан в прошлом году занял 46 место. Развитие транспортно-логистического потенциала, доступных, эффективных и безопасных услуг может помочь республике к 2030 году войти в число региональных лидеров.       

Укреплению позиций Казахстана в транзитных перевозках помогут модернизация и повышение пропускной способности пограничных пунктов, а также удобные таможенные процедуры. Для «бесшовных» перевозок необходима цифровизация  транспортных и логистических процессов.

Не менее важно поддерживать конкуренцию в отрасли, которая позволит повысить качество услуг. Для организации логистики можно использовать онлайн-площадки и цифровые сервисы. Они помогут в поиске партнеров, проверке их репутации, автоматизации рутинных операций, таких как выбор подрядчика и отслеживание доставки грузов. В оцифровке процессов нуждаются как грузоотправители, так и перевозчики. Это позволит им снизить издержки и компенсировать расходы на транспортировку грузов.

Участникам рынка нужно готовиться к усилению контроля и повышать прозрачность процессов внутри компаний. Один из способов – автоматизация, благодаря ей можно добиться прозрачности на всех этапах перевозки.

Темпы роста количества грузоперевозок на российском направлении пока не снижаются, но мы ожидаем, что в дальнейшем они могут все же замедлиться, и произойдет перестройка на новые перспективные направления. Например, в рамках сотрудничества с Китаем.

Также мы прогнозируем появление новых логистических продуктов и переориентацию транзитных грузопотоков Евразии на трансказахстанские маршруты. Сейчас над этим работает Центр компетенций, созданный при КТЖ. Уже были анонсированы меры по увеличению пропускной способности портов Актау и Курык, создание «контейнерного хаба» на Каспийском море. Будут постепенно устраняться «узкие» места в ТМТМ в рамках дорожных карт с Азербайджаном, Турцией и Грузией.

Для казахстанских перевозчиков в западном направлении остаются открытыми погранпереходы на границе Латвии. Сохраняется возможность перевозки через Финляндию и далее по морю. Российские перевозчики освоили маршруты через Турцию — таким же путем могут следовать и казахстанские грузы.

Зона роста Казахстана – сотрудничество с другими центральноазиатскими республиками, участие в выстраивании взаимовыгодных отношений внутри региона. Кроме того, нужно развивать другие направления международного партнерства. Например, встраиваться в развивающийся коридор «Север — Юг», который может стать каналом для торговли со странами Ближнего Востока и Южной Азии.

О том, что Казахстан намерен стать полноценным транспортным хабом в Центральной Азии и Каспийском регионе - заявил президент Касым-Жомарт Токаев, находясь с визитом в Абу-Даби. Поможет в этом Астане Abu Dhabi Ports Company, которая совместно с «КазМунайГазом» создаст на Каспии танкерный и торговый флот и будет работать с крупными нефтегазовыми проектами.

Автор: Рената Зобова, директор казахстанского представительства международной «Биржи грузоперевозок ATI.SU»

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.