Директор департамента денежно-кредитной политики Нацбанка Рустем Оразалин рассказал о результатах мониторинга предприятий за II квартал 2022 года, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на пресс-службу НБРК.
Во II квартале 2022 года в опросе приняли участие 3 343 предприятия, из них крупных и средних – 1 576. Результаты мониторинга указывают на продолжение положительной динамики экономической активности в реальном секторе, обусловленное увеличением объема производства готовой продукции, ростом цен на готовую продукцию, рентабельности продаж, а также повышением оборачиваемости активов и оборотных средств.
Во II квартале 2022 года спрос на готовую продукцию незначительно замедлился. Диффузионный индекс (ДИ) изменился с 52,7 до 51,3. Замедление показателя отмечено в секторах производства товаров (52,0) и услуг (50,8), а также горнодобывающей (53) и обрабатывающей (52,2) промышленности.
Темп роста цен на готовую продукцию предприятий увеличился, ДИ составил 66. В то же время отмечено замедление роста цен в горнодобывающей и обрабатывающей промышленности (ДИ изменился до 63,8 и 68,1 соответственно).
Предприятия по-прежнему считают состояние экономики Казахстана основным препятствием в ведении бизнеса. Об этом заявили 38,9% опрошенных предприятий. Другими препятствиями выступают: конкуренция (28,0%); уровень налогов (23,3%); поиск покупателей (23,0%); нехватка квалифицированных кадров (21,6%); сложность возврата дебиторской задолженности (12,9%). Доступ к финансированию по значимости располагается на 8-м месте (12,5%).
Во II квартале 2022 года анкеты были дополнены вопросом о влиянии геополитической ситуации и санкций, введенных против Российской Федерации, на деятельность предприятий. В результате 54,3% предприятий заявили, что геополитическая ситуация и соответствующие санкции негативно повлияли на их деятельность, при этом бизнес 12% предприятий пострадал в значительной степени. Тогда как 41,8% респондентов отметили, что геополитика не оказала влияния на их деятельность.
Композитный опережающий индикатор (КОИ), представляющий собой агрегированную оценку опросов предприятий реального сектора, вырос до 100,4.