Экспортная выручка казахстанских предприятий агропрома от продажи подсолнечного масла продолжает расти. По данным Бюро национальной статистики, с января по март 2022 года поставки подсолнечного, сафлорового и хлопкового масла за рубеж составили 67,9 млн долларов, и это увеличение в два раза в сравнении с аналогичным периодом 2021-го. При этом растут не только объемы поставок, но и география экспорта.
Параллельно с этим падает экспорт семян подсолнечника, то есть Казахстан начинает продавать за рубеж больше обработанной продукции вместо «простой семечки».
Новый год с рекордом
Telegram-канал Tradereport.kz отмечает, что тренд на рост зарубежных поставок казахстанского подсолнечного масла сохранился и по итогам апреля (более свежая статистика пока недоступна). Так, экспортная выручка от его продажи с начала года достигла 99,1 млн долларов, и это также больше уровня прошлого года в два раза. В физическом выражении экспорт вырос на 65%, до 72,7 тыс. тонн.
Отдельно стоит выделить географию экспорта. Как и ранее, основным зарубежным покупателем казахстанского масла выступает Китай. За первые четыре месяца этого года экспорт туда вырос почти в шесть раз – до 40,3 млн долларов. В пять раз увеличился экспорт масла в Афганистан – до 13,7 млн долларов.
Появились и новые рынки сбыта. Это, например, Турция с 5,4 млн долларов поставок, Германия со 198 тыс. долларов, Литва и Латвия со 154 и 105 тыс. долларов. Есть в списке и Грузия, Чехия и Туркменистан, но объемы отгрузки туда в денежном выражении меньше 100 тыс. долларов.
Увеличение показателей в экспорте поддерживают два фактора – это рост цен и наращивание самого производства. Так, за прошедший год средняя экспортная цена на казахстанское подсолнечное масло выросла на четверть – с 1 094 долларов за тонну до 1 363 долларов.
И цены могут стать еще выше из-за перебоев с поставками сырья и готовой продукции из-за военного конфликта между Россией и Украиной. Кроме того, давление окажет и то, что на эти две страны приходится более половины мирового экспорта подсолнечного масла.
Замена в экспорте
Но важно не только то, что экспорт подсолнечного масла растет в денежном и физическом объемах. Параллельно с этим снижается отгрузка за рубеж сырья, из которого масло делают, – семян подсолнечника.
Такую ситуацию подтверждают официальные данные. По данным Бюро национальной статистики, если в 2019 году семян подсолнечника отправили на экспорт на сумму более 155,8 млн долларов, то по итогам 2021-го объем снизился до 69,7 млн долларов. За тот же период экспорт масла вырос с 81 млн долларов в 2019-м до 116,6 млн в 2021-м.
Эти данные показывают, что казахстанский бизнес постепенно переходит от поставок за рубеж сырья к переработке продукции. Помимо самого подсолнечного масла, переработка масличных культур имеет дополнительную ценность для животноводства. В процессе переработки семян появляются отходы – шрот и жмых, который составляет часть кормовой базы для домашнего скота, включая птиц.
Таким образом, увеличение переработки приводит не только к повышению экспортного потенциала казахстанского агропрома, но и дает косвенные выгоды. В их числе дополнительные объемы кормов для фермеров, создание новых рабочих мест и, соответственно, налоговые выплаты в бюджет. С другой стороны, простой экспорт сырья таких эффектов не дает – просто потому что не создается добавленная стоимость внутри экономики.
Передовики масляной революции
На заводе «Шымкентмай» в 2021 году произвели 32 тысячи тонн растительного масла, 94 тысячи тонн кормов и 6,8 тысячи тонн хозяйственного мыла. Из этого объема значительная часть идет на экспорт – от него предприятие получает более 70% своей выручки.
Среди стран-покупателей продукции завода – Россия, Таджикистан, Кыргызстан, Афганистан, Узбекистан, Китай, Иран, Афганистан и Турция.
Еще один пример – «Производственный комплекс «Сей-Нар» из Восточно-Казахстанской области. Эта компания создана в 2010 году и занимается переработкой сельхозпродукции и выпуском нерафинированного растительного масла. Мощность маслоперерабатывающего завода «Сей-Нар» составляет 26 тысяч тонн в год, а загрузка мощностей в среднем достигает 80%.
Кроме того, в текущем году группа компании «Сей-Нар» планирует увеличить свои мощности в области переработки маслосемян путем запуска нового завода мощностью переработки 1 тыс. тонн в сутки.
В компании отмечают, что активно работают на экспортном направлении, которое составляет более половины всех поставок продукции. Основными зарубежными рынками в 2021 году стали Узбекистан, Китай, Таджикистан и Азербайджан.
«С 2019 года мы смогли нарастить экспорт в 2,2 раза. В этом помог не только рост цен на продукцию, но и заключение дополнительных контрактов с клиентами за рубежом. Нарастить мощности мы смогли благодаря тому, что оперативно нашли финансирование и закупили сырье для последующей переработки и поставки покупателям», – отметили в компании.
Согласно открытым источникам, производственный комплекс «Сей-Нар» получил 2 млрд тенге через Банк Развития Казахстана для «приобретения подсолнечника для производства нерафинированного растительного масла с дальнейшим экспортом продукции». «Шымкентмай» также числится в заемщиках БРК - его банк прокредитовал на 4 млрд тенге.
В банке считают масличную отрасль одной из наиболее перспективных в пищевой промышленности. В портфеле БРК, помимо вышеупомянутых предприятий в рамках экспортного финансирования значатся ТОО «Масло-Дел», ТОО «Altyn Shyghys» и ТОО «Qazaq-Astyk Group», а также проект по строительству нового маслоэкстракционного завода ТОО «Масло-Дел Петропавловск» в Петропавловске стоимостью 15 млрд тенге. Его запуск запланирован на начало следующего года.
Что касается внутреннего производства, то оно по подсолнечному маслу с января по март выросло до 108,3 тысячи тонн, или на 11%. Из страны за рубеж вывозят почти половину всего произведенного объема.
При этом рост экспорта происходит даже на фоне того, что с начала года и до начала июля в стране действует квота на экспорт подсолнечного масла в 110 тысяч тонн. Фактически за первые четыре месяца этого года вывезли 72,7 тысячи тонн, и на май-июнь остается объем в 37,3 тысячи тонн.