Из-за отмены школьной формы в период дистанционного образования отечественные фабрики и ателье потеряли рынок и лишились реального дохода в разгар летне-осеннего сезона, рассказала в интервью корреспонденту «Капитал.kz» президент Ассоциации предприятий легкой промышленности Казахстана Любовь Худова. По ее словам, общие потери отрасли могут составить порядка 2 млрд тенге.
Впервые за много лет ношение школьной формы стало необязательным. Министр образования и науки Асхат Аймагамбетов сообщил, что даже после первой четверти, в случае перехода на традиционный формат обучения, в школах не будут требовать носить форму.
«Такое решение – удар ниже пояса. Мы впервые наблюдаем такую картину, когда склады забиты школьной формой. Готовая продукция не делается за один день – производством формы занимаются в течение года. Деньги вложили, а отдачи нет, потому что продажи полностью остановились. Например, начиная с 2005 года, сто процентов школьников Алматы одеты в единую форму. Сегодня этот рынок закрыт для тысячи компаний», – говорит Любовь Худова.
Если быть точнее, в сфере легкой промышленности работает 1091 компания. Из них всего 24 предприятия относятся к крупным, остальные представляют малый бизнес, они обеспечивают рабочими местами свыше 13 тыс. сотрудников, в основном женщин.
«В итоге 96% компаний составляют мелкие предприниматели, которые занимают всего до 10% общего объема рынка легкой промышленности. Остальное – импорт. А с начала пандемии и девальвации присутствие на рынке местных производителей вообще упало до 8%. Чтобы было понятно, объем рынка школьной формы в Казахстане оценивается в 40 млрд тенге. Здесь наши производители занимают порядка пяти процентов. Таким образом они могут потерять до 2 млрд тенге. Притом, что еще кому-то нужно платить кредиты и налоги, которые никто не отменял», – сказала Любовь Худова.
Представители отрасли обратились в компетентные органы с просьбой поддержать их с отменой налогов в 2020 году, а также пересмотреть налоговую нагрузку в целом в стране.
«Судите сами, торговые центры закрыли, и вся продукция повисла на полках. Однако ТРЦ признали пострадавшими, а легкую промышленность таковой никто не признал. Производителям лишь дали отсрочку, однако мы просим полностью обнулить налоги до конца года, как это сделали в России. В соседнем Кыргызстане, где легкая промышленность занимает до 30% ВВП, местные предприятия вообще не платят никаких налогов, все работают по патенту вне зависимости от формы собственности. По налогам у кыргызов НДС на нуле, а мы платим 20% КПН. Ткани на внутреннем рынке вообще не производят, за исключением бумажных. Все остальное импортируется. На фоне девальвации на покупку сырья уже уходит до 60% всех затрат на выпуск продукции», – констатировала Любовь Худова.
Глава Ассоциации предприятий легкой промышленности также пожаловалась на то, что дешевый импорт не дает развернуться местным производителям. Нелегальная продукция из Китая, Узбекистана, Турции, Кыргызстана спокойно поступает на казахстанский рынок.
Еще одна проблема – отток кадров. В постсоветские годы в легкой промышленности трудилось свыше 200 тыс. человек, а сейчас –13 тыс. человек, а объем производства составляет всего 100 млрд тенге, заключила Любовь Худова.