США и страны Европы активно инвестируют в зеленые проекты, которые являются своего рода венчурными и чаще всего связаны с инновациями. В Казахстане инвестиции в сектор – это в большинстве своем госвливания. Каковы перспективы продвинуться в развитии зеленых технологий с подобным подходом к отрасли и способны ли инвестиции в экопроекты оказать влияние на развитие регионов страны, ответили руководитель департамента юридического консультирования KPMG в Казахстане и Центральной Азии Рашид Гайсин и эксперт департамента налогового и юридического консультирования KPMG в Казахстане Ернур Тойжанов.
- Рашид, Ернар, по вашему мнению, как довести охрану окружающей среды до уровня экобизнеса, способного стать самостоятельным инвестпривлекательным сектором? Какие инновации здесь могут быть применены?
Рашид Гайсин: Если раньше инвестиции в экобизнес несли в себе больше имиджевый характер и возможность для крупных компаний компенсировать свой ущерб в окружающую среду, то сейчас с учетом стоимости и развития зеленых технологий – такие проекты стали более доступными и инвестиционно-привлекательными. Однако я полагаю, что в Казахстане есть ряд причин, которые являются основным препятствием для развития сектора. В первую очередь, это высокие субсидии на традиционные источники энергии, а также низкие цены на электроэнергию. Как бы это парадоксально ни звучало, в европейских странах стоимость электроэнергии является достаточно высокой в сравнении с казахстанскими ценами, что дает возможность активно инвестировать в эту отрасль. В Казахстане инвестиционная привлекательность сектора сдерживается именно стоимостью энергии в сравнении с традиционными источниками. Также немаловажным фактором является развитие прозрачной законодательной базы как фундамента для привлечения инвестиций в этот сектор.
Ернур Тойжанов: Казахстан обладает хорошим потенциалом использования возобновляемых источников энергии. Потенциал ветроэнергетики в РК в 10 раз превышает прогнозируемые потребности страны в электроэнергии к 2030 году. Казахстан принял нормы первичного законодательства в сфере возобновляемой энергетики и установил меры оказания поддержки, такие как доступ к электроэнергетической системе и льготные тарифы. Мы видим рост заинтересованности международных компаний в сфере инвестирования в проекты ВИЭ и участия в аукционах. С учетом положительных результатов международных компаний в этой отрасли мы полагаем, что она будет успешно развиваться.
- Как вы считаете, на сколько лет мы отстаем в развитии защиты и охраны окружающей среды от стран Запада? Какие законопроекты уже работают?
- Р.Г.: Действительно, рост инвестиций в зеленые проекты в западных странах, а также в Китае растет из года в год. Этому способствуют как принятые государствами обязательства на законодательном уровне, так и различные стратегии и политики компаний по устойчивому развитию. На протяжении 20 лет минимизация воздействия на окружающую среду стала одним из основополагающих факторов конкурентоспособности. К развитию более безопасных и инновационных технологий по охране окружающей среды также подтолкнули представители финансовой сферы (в том числе международные фининституты), которые берут в расчет экологическое воздействие того или иного проекта при принятии решения о финансировании, а также стимулируют финансирование зеленых проектов. Рост инвестиций в такие проекты в начале 2000 года значительно повлиял на развитие технологий и инноваций в этой сфере, поспособствовал удешевлению зеленых технологий и проектов. Казахстан также не остался совсем в стороне от развития проектов по охране окружающей среды.
- Е.Т.: В 2009 году в Казахстане был принят Закон «О поддержке использования возобновляемых источников энергии», который стимулировал рост инвестиций в проекты ВИЭ путем предоставления различного рода поддержки со стороны государства, включая поддержку в виде гарантированной покупки электроэнергии, поддержку при подключении объектов по использованию возобновляемых источников энергии к электрическим или тепловым сетям, реализацию энергии по фиксированным и аукционным тарифам с ежегодной индексацией к обменному курсу национальной и иностранным валютам. В 2013 году Казахстан разработал Концепцию по переходу к зеленой экономике, которая направлена на повышение эффективности использования ресурсов и продвижение новых технологий для обеспечения устойчивого роста. Концепция направлена в первую очередь на диверсификацию экономики с учетом зеленых технологий, а также достижение достаточно амбициозных целей: достичь доли альтернативной и возобновляемой электроэнергии 50% к 2050 году. К концу 2020 года Казахстан ставил целью достичь доли возобновляемой энергетики в общем объеме производства электроэнергии до 3%, в 2019-м этот показатель достиг 2,3% от общей генерации в стране. Учитывая неблагоприятное начало года в связи с пандемией и общий спад экономики и отраслей, полагаю, что достичь такого показателя в 2020 году будет достаточно сложно.
- Каких условий не хватает в Казахстане, чтобы сделать экопроекты привлекательными для частных инвесторов: законодательство, инфраструктура, слишком активное госучастие и контроль?
- Р.Г.: Правительство Казахстана понимает, что есть острая необходимость в диверсификации экономики с добычи природных ресурсов на иные сферы производства, в том числе развитие зеленых проектов. Мы все стали свидетелями волатильности стоимости углеводородов и их востребованности в мире в свете глобальной пандемии. Развитие технологий возобновляемых и альтернативных источников энергии на сегодняшний день позволяет конкурировать с традиционными источниками энергии, а в недалеком будущем будет даже более доступной по отношению к традиционным. Различные международные инициативы государств также стимулируют к уменьшению влияния парниковых газов и выбросов в окружающую среду, и в некотором роде инвестиции в выработку традиционных источников энергии являются менее привлекательными и не приветствуются общественностью.
- Е.Т.: В данный момент в Казахстане без активной поддержки и участия государства в этом секторе будет достаточно сложно. Правительству необходимо продолжать разрабатывать прозрачные и доступные механизмы по мерам поддержки со стороны государства. Мы полагаем, что в первую очередь необходимы хорошая законодательная база и прозрачные механизмы работы для привлечения инвестиций в этот сектор.
- Насколько, по вашему мнению, инвестиции в экопроекты в регионах страны смогут оказать влияние на их рост и развитие: как градообразующие проекты, увеличение рабочих мест, поступление в местный бюджет?
- Р.Г.: Безусловно, развитие экопроектов даст толчок для роста экономики. Но мы должны понимать, что на этапе становления зеленой отрасли государству необходимо принимать меры по ее поддержке различного рода субсидированием, что не предусматривает крупных поступлений в бюджеты. Пока отрасль не станет достаточно конкурентоспособной с присутствием сильных зеленых игроков в стране, влияние на регионы будет умеренным. В любом случае, если Казахстану удастся не просто импортировать зеленые технологии из-за рубежа, но и наладить производство в стране, возможно, даже путем создания совместных предприятий, то это окажет положительный эффект в развитии регионов.
- Какие инновационные экопроекты могут заинтересовать наших бизнесменов?
- Е.Т: Инвестиции в возобновляемые источники энергии сейчас являются достаточно привлекательными, но для этого необходимы определенная экспертиза и знания. Учреждение совместных предприятий с иностранными компаниями позволит получить недостающие элементы. Такие компании впоследствии могут быть довольно прибыльными.
- Какие инновационные проекты по охране окружающей среды у вас вызывают интерес (в том числе и по ВИЭ)?
- Р.Г.: Учитывая потенциал Казахстана в возобновляемых источниках энергии, самые интересные проекты – это ветровые и солнечные электростанции. Но хотелось бы также отметить потенциал для развития биоэлектростанций в Казахстане. В настоящее время электростанции на биомассе в качестве топлива используют древесину, растительные отходы, торфяные брикеты и имеют КПД около 25%. Электростанции на биомассе в основном оборудованы паровыми турбинами и работают по принципу паротурбинных теплоэлектростанций. Уровень мощности электростанций на биомассе может быть самым различным: от 4 до 100 кВт для использования, к примеру, в фермерском хозяйстве, и до 100 МВт – для промышленных электростанций.