USD 413.12₸ ↓ -1.010
EUR 452.86₸ ↑ +1.460
RUB 5.82₸ ↑ +0.020
BRENT 35.77$ ↓ -0.170
BTC 8845.44$ ↓ -0.006
ETH 201.12$ ↓ -0.014
LTC 42.29$ ↓ -0.016
Курсы валют в Казахстане
ГлавнаяБизнесКак биометрия используется для бесконтактных платежей в автобусах

Как биометрия используется для бесконтактных платежей в автобусах

Учредитель компании Ipay Алмас Айменов о бизнесе «с лицом»
Фото: Руслан Пряников
Фото: Руслан Пряников

В условиях COVID-19, когда человечество переходит на «бесконтактные» отношения, актуальность биометрии увеличивается. С ее помощью можно облегчить жизнь людей, которые все реже носят с собой кошельки и платежные карты, а также повысить  безопасность. Например, в транспорте. В этих целях биометрию решил использовать учредитель компании Ipay Алмас Айменов. Со своей командой он создал систему FacePay, которая принимает оплату за проезд в автобусах, сканируя черты лица пассажира. Сколько инвестиций было вложено в стартап и почему технология необходима не только пассажирам, но и транспортным компаниям Алмас Айменов рассказал в интервью корреспонденту «Капитал.kz».

- Алмас, расскажите, с чего все началось? Чем ваш IT-проект отличается от других «биометрических» стартапов?

- На рынке мы существуем с 2015 года. Изначально одна из наших компаний управляла автобусным парком в Нур-Султане. Параллельно мы занимались биометрией и платежными системами. Ipay первыми внедрял QR-код для оплаты проезда в общественном транспорте. Соединив эти направления в некий биометрический эквайринг, мы создали систему FacePay.

В октябре 2019 года заключили договор с управляющей компанией Astana LRT, ForteBank и автобусным парком №1 Нур-Султана и при их поддержке запустили в пилотном режиме биометрическую систему оплаты в двух брендированных автобусах в столице. Каждый автобус был оснащен на входе 4 камерами и специальным техническим оборудованием, включая мониторы.

На данный момент пилот уже завершился, показав хорошие результаты. Теперь мы планируем начать масштабирование проекта, сначала в Нур-Султане (август-сентябрь), затем в Алматы (до конца текущего года) и Шымкенте (в 2021 году). Его отличительная особенность среди других «биометрических» стартапов состоит в том, что в общественном транспорте такая система еще не применялась – никто при помощи биометрии не решался производить оплату в подвижном состоянии.

- Поясните вкратце, как работает FacePay.

- При входе в автобус сканируется ваше лицо, и после этого происходит списание оплаты за проезд с вашей платежной карты. Однако перед этим необходимо зарегистрироваться в нашей системе.

- Не повлияет ли FacePay на увеличение стоимости проездного билета для пассажиров?

- Нет. FacePay работает по такому же принципу, как и QR-код.

- Но эта система не исключает традиционные методы оплаты за проезд, те же автобусные карты или наличность?

- Конечно, нет. Мы понимаем, что нельзя лишать человека альтернативы.

Наши камеры в отличие от дорожных или тех, что установлены в торговых центрах – локальные, они предназначены исключительно для распознавания лиц внутри автобуса, и то, чтобы списать оплату. Какая-либо утечка личных данных исключена. В нынешней ситуации с COVID-19, когда безопасность здоровья и гигиена стоят на первом месте, бесконтактные платежи как раз актуальны. Человеку не нужно прикасаться руками к той же карточке, мобильному телефону или наличным деньгам.

- А на каких ресурсах будут храниться данные пассажиров?

- Все данные по пользователям, автобусным паркам будут храниться у нас, а доступ к ним будет иметь только Astana LRT, как управляющая компания.

- Вы упомянули о кражах в общественном транспорте. Будут ли передаваться в правоохранительные органы биометрические сведения о преступниках?

- Наша система готова к интеграции с платформами МВД и департаментов полиции городов для формирования фотогалереи лиц мошенников, карманников, тех, кто в розыске, в том числе особо опасных. Надеемся, что в ближайшем будущем нам удастся это реализовать и таким образом увеличить скорость задержания правонарушителей.

- Какой пассажиропоток в день вы прогнозируете?

- На текущий момент пассажиропоток на общественном транспорте в Нур-Султане составляет в целом от 640 тыс. до 870 тыс. человек в день. Поэтому мы прогнозируем средний поток от 500 тыс. до 1 млн пассажиров. В Алматы еще выше.

Если говорить о мощностях, то система FacePay будет работать с более 1 Тбайтом  данных.

- А на какую среднюю рентабельность проекта вы рассчитываете?

- В случае высокого спроса и эффективности сервиса мы рассчитываем на рентабельность порядка 15-25%.

- Какое количество персонала было задействовано при разработке и внедрении FacePay?

- Этот проект привлек в общей сложности около 50 внешних сотрудников, в основном технический персонал, плюс работала наша постоянная команда, состоящая из 15 IT- специалистов и 5 административных работников.

- Сколько инвестиций было вложено в проект?

- На софт мы потратили из средств учредителей более 3 млн долларов. Остальные инвестиции вложил наш партнер ForteBank, эту сумму мы разглашать не можем.

- Какой у FacePay срок окупаемости?

- При пессимистичном сценарии срок окупаемости инвестиций мы определили от 3 до 5 лет. В случае, если население будет регулярно пользоваться нашим сервисом, то проект на самом деле быстро окупится. Но если какой-то стартап не окупается в течение 5 лет, то это нехорошо.

- А где вы закупаете оборудование?

- Основное оборудование – компьютер со всеми необходимыми комплектующими и монитор мы приобретаем в Европе и США, камеры доставляем из Китая.

- С какими трудностями и рисками вам приходится сталкиваться?

- Для нас потенциальный риск – это нестабильная работа мобильного интернета на протяжении всех маршрутов, а также возникновение в определенные моменты искусственных временных помех для связи.

Кроме того, мы столкнулись с валютным риском, потому что все оборудование, как я говорил, закупаем за рубежом, а значит – в иностранной валюте. Соответственно с падением курса тенге стоимость товара значительно выросла, в нашем случае более чем на 20%. Это еще нам повезло, что партнеры до определенного момента держали для нас цену. Но закрыть весь проект полностью все равно не получилось. Некоторых финансовых потерь тоже избежать не удалось. Тем не менее большую часть оборудования мы купили заранее, до того как закрыли границы из-за объявленного чрезвычайного положения в стране.

Из-за карантина у нас возникли временные операционные проблемы в связи с тем, что сотрудники многих компаний работали дистанционно, некому было привезти и установить необходимое оборудование. Также с учетом того, что проект затрагивает общественную жизнь граждан, то процесс согласования по всем нашим партнерам идет достаточно медленно. Из-за всего происходящего нам пришлось немного отстать от графика. Однако мы продолжаем работать, выплачивая заработную плату своему персоналу.

- Собираетесь ли в перспективе выходить на международные рынки?

- Да, у нас уже есть договоренность с транспортными компаниями России и стран дальнего зарубежья, где в ближайшей перспективе мы планируем внедрить систему FacePay.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Подпишитесь на дайджест

Краткий обзор главных новостей недели

Новости партнеров: