USD
447.89₸
EUR
476.78₸
RUB
4.79₸
BRENT
89.36$
-0.080
BTC
65850.30$
+497.800

Балет: от искусства до бизнеса

Основатель компании Konokbaev Group Нурлан Конокбаев о рисках импресарио и маржинальности «балетных» проектов

Share
Share
Share
Tweet
Share
Владимир Третьяков

Владимир Третьяков

Konokbaev Group уже на протяжении семи лет занимается организацией гастрольных туров и спектаклей с участием звезд мирового балета, создав за этот период базу данных из 200 ведущих артистов и 50 хореографических трупп и коллективов. При этом своей основной миссией компания считает развитие и популяризацию балетного искусства в Казахстане. О том, как простое желание увидеть своих кумиров на отечественной сцене превратилось в успешный бизнес в интервью корреспонденту «Капитал.kz» рассказал основатель и президент компании Konokbaev Group Нурлан Конокбаев.

- Нурлан, расскажите, как вы, ведущий солист балета, вдруг стали заниматься бизнесом и организовывать гастроли артистов?

- Все началось с 2012 года, когда я участвовал в финале международного конкурса артистов балета в США. Там во время гала-концерта познакомился с коллективом  Bad Boys of Dance  и его основателем Раста Томасом. Все видели, как они в буквальном смысле слова взорвали зал. И уже по возвращению в Казахстан у меня с коллегами возникла спонтанная идея пригласить эту известную труппу сюда и показать зрителям, какой уровень балета должен быть на самом деле. Тогда я связался с художественным руководителем Bad Boys of Dance и предложил сделать три концерта в Казахстане: два в Алматы, один – в Нур-Султане. На что он согласился, но с условием полной оплаты гонорара. При этом каждый спектакль коллектива оценивался в $15 тыс., то есть общая сумма гонорара артистов за три дня должна была составить $45 тыс. Но помимо этого были и другие расходы: аренда зала, рекламные, технические, организационные моменты и так далее. В итоге наши общие затраты на приезд Раста Томаса сложились в размере $85 тыс.

Учитывая то, что здесь мы зарабатывали в качестве артистов балета только по $400-500 в месяц, нам ничего не оставалось, как пойти на риск и взять кредит в банке. Таким образом, мы – три партнера, каждый из которых вложил по $10 тыс., и еще один частный инвестор, которого мы привлекли в проект – собрали необходимую сумму. Мы отправили деньги, по сути, не зная этих ребят, и стали ждать, просто надеясь на удачу. В результате фортуна нас не обошла стороной и концерты Bad Boys of Dance прошли с аншлагом в Казахстане. С этого момента и началась наша деятельность в качестве импресарио. Позже мы открыли компанию, зарегистрировались как ИП и уже официально начали свою коммерческую деятельность.

- То есть вы решили полностью оставить свою профессиональную балетную деятельность?

- Да, по образованию я режиссер-хореограф, но, к сожалению, профессия артиста балета сегодня низкооплачиваемая, поэтому нужно выбирать: оставаться в ней и служить искусству бескорыстно, либо переучиваться и уходить в другую сферу. И это очень огорчает, потому что со стороны государства поддержки нет.

- В таком случае, не рискованно ли заниматься бизнесом, не имея для этого специальных навыков и соответствующего образования?

- Было рискованно. Особенно в первые годы нашей деятельности, когда на рынке возникала большая конкуренция, из-за того, что популярностью пользовались такие артисты, как Цискаридзе, Волочкова и другие. Мы видели, что зрители раскупают на них билеты, в то время как мы преподносили публике артистов, пусть менее известных, но не менее талантливых, а может и более, которые показывали высокое искусство на своем пике. Хотя первоначально мы даже и не думали о том, чтобы заработать, делали свою работу на энтузиазме, просто хотели увидеть своих кумиров на казахстанской сцене. Однако я считаю, что экономическое образование это не главное, учитывая и тот факт, что в некотором смысле оно быстро устаревает: ведь сейчас мы наблюдаем, как быстро трансформируется структура модели бизнеса, меняются запросы людей и даже их психология. В любом случае всегда нужно самообразовываться.

- Сколько проектов в год вы реализуете?

- В среднем два-три проекта.

- Так мало?

- Такова специфика нашей деятельности. Ведь для того чтобы провести одно мероприятие, например в конце года, мы начинаем готовиться с января. То есть делаем запрос артистам, договариваемся со спонсорами, готовим аренду сцены и многое другое. Обычно у тех же звезд балета, которых мы приглашаем, программа прописана на месяцы, а то и на годы вперед. Кроме того, определяя даты спектаклей, мы учитываем еще такой фактор, как другие мероприятия, которые проходят в городе параллельно с нашими, чтобы человек не стоял перед выбором, куда ему лучше пойти. В этом году, например, мы организовываем 5 концертов в честь выдающегося казахстанского педагога Улана Мирсеидова. Это впервые в истории ГАТОБ им. Абая, когда спектакли посвящены не какой-то всемирно известной личности, а тому, кто находится, как правило, в тени, но благодаря кому отечественный балет сегодня выходит на международный уровень.

- А в какую сумму обходится гонорар одного приглашенного артиста?

- Это зависит от того, в каком театре он танцует. Если взять российских прим Большого театра или Государственного академического Мариинского театра, то их гонорары колеблются от $3-10 тыс. за один спектакль. Однако зачастую цену артистам поднимает имя самого заведения. Например, в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко можно увидеть артиста намного выше уровнем, но с меньшими финансовыми аппетитами до $3 тыс. В первую очередь – мы смотрим все-таки на качество продукта.

- Как вы отбираете артистов для выступлений, проводите кастинг?

-  У нас проводится очень жесткий отбор. Сейчас мы сами выезжаем к артистам и оцениваем воочию по их выступлениям, насколько они нам подходят. Помню, один раз у нас случился промах, когда мы посмотрели в YouTube видео спектакля с участием одного известного танцора и пригласили его в Казахстан. В итоге оказалось, что запись была пятилетней давности, хотя датировалась тем же годом. Еще 4 года назад произошел такой казус, когда мы привезли коллектив из Национального русского балета «Возрождение», и они, не зная того, что мы тоже являемся профессиональными артистами балета, мягко говоря, начали халтурить на сцене. После первого концерта мы зашли за кулисы и высказали им все свои замечания, на что они очень удивились, и уже последующие спектакли станцевали на высоком уровне. Я думаю, что обычный импресарио, наверное, этого бы не усмотрел.

- Концерт известного танцора Хоакина Кортеса во Дворце республики в 2015 году тоже был организован вашей компанией. В какую стоимость обошелся его приезд?

-  Только одно его выступление вместе с труппой стоило нам $50 тыс., и это с учетом скидки, потому что мы вписались в его турне между Москвой и Санкт-Петербургом. Он гастролировал вместе с командой, в составе которой было 25 музыкантов и 25 танцовщиков. Помимо этого могу сказать, что его райдер получился наисложнейшим. По условиям договора мы должны были установить специальный профессиональный пол, который обошелся нам дополнительно в 1 млн тенге (после мы пытались его сдать, но не возместили даже и 10% от этой стоимости). Также необходимо было учесть определенные технические моменты, например микрофон, воспроизводящий сухие звуки под полом, его мы заказали в Санкт-Петербурге, так как в Казахстане аналога найти не могли. Кроме того, по райдеру нужно было установить еще дополнительное освещение. В итоге, когда мы все это посчитали, то поняли, что ушли в минус $25 тыс. Тем не менее этот опыт нас не остановил, мы начали еще больше работать и уже осмотрительнее подходить ко всем деталям и расчетам, ведь подобного промаха допустить теперь не могли. И уже по итогам следующего проекта нам удалось окупить свои убытки и выйти в плюс.

- Получается, что у Konokbaev Group был опыт проведения концертов не только на сцене ГАТОБ им. Абая. Не хотите выйти на большие площадки типа «Халык Арена» или «Алматы Арена»?

- Опыт нам показал, что есть эстрада, а есть балет, и они по сути несовместимы. На первый взгляд кажется, что вроде бы та же сцена, то же посадочное место. Но нет, во-первых, контингент сильно отличается, а во-вторых выступление артистов в театре воспринимается зрителями совсем по-другому. Да, ГАТОБ вмещает всего 750 человек, но мы осознали, что большие залы хороши для больших шоу-программ, а балет – это все-таки высокое искусство.

- От чего зависит стоимость билета, как часто она меняется?

- За последние 3 года стоимость билета не менялась, несмотря на снижение курса национальной валюты, хотя гонорары артистам мы платим в долларах. Тогда и сейчас цена остается от 10-35 тыс. тенге в зависимости от расположения к сцене.

- За сколько дней вы обычно видите, что билеты проданы?

- Где-то за 2 недели – месяц билеты раскупаются.  Но все зависит от сезона.

- Это говорит о том, что спрос на балет высокий… 

- Да, на мой взгляд, люди стали более образованные, при этом все уже перенасытились  «кинотеатрами», которые сейчас в каждом ТРЦ, зрителям хочется уже что-то другое, возможно, более возвышенное и настоящее.

- Из каких расходов главным образом складывается цена на билет?

 - Львиная доля расходов приходится на рекламу (радио, Instagram, YouTube, наружная реклама, медиаборды, в ТРЦ). В среднем на один проект уходит около 5 млн  тенге. Также в стоимость билета мы закладываем и аренду сцены – 4 млн тенге. При этом мы учитываем и риски на уровне 40%, связанные, например, с неполной заполняемостью зала. И прочие сопутствующие расходы.

- В таком случае, на какую маржу вы обычно рассчитываете?

- Есть разные типы бизнеса, наш относится к краткосрочному, с высокой степенью риска. Соответственно, мы рассчитываем и на высокую маржинальность – в среднем до 150%.

- Кто основной потребитель вашего «продукта»?

- Это могут быть люди как со средним достатком, так и высоким, возрастной категории от 25 до 50 лет.

- Сколько человек сейчас работает в Konokbaev Group?

- В нашем штате – 6 человек вместе с учредителями. Все остальные – это наемные работники, которые сотрудничают с нами дистанционно (ввиду того что наши проекты носят сезонный характер), это маркетологи, бухгалтеры, дизайнеры, редакторы и так далее. Также 2 года назад мы открыли дочернюю компанию в США, у нас там один представитель, но этот проект мы только запускаем.

- Собираетесь открывать представительства в других странах?

- Мы собираемся разработать франшизу в Казахстане и продавать ее в России и Европе. По нашему видению это должна быть своего рода паутина балетного мира. К тому же по опыту мы уже знаем, что этим бизнесом может управлять всего 6 человек. Да, мы понимаем, что для реализации этой идеи нужен солидный капитал. Но если мы все сделаем грамотно, как и планируем, то в будущем не исключено, что даже выйдем на IPO. Так что это одна из наших больших целей на ближайшие 2 года.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.