Казахстанскому сегменту электронной торговли не хватало комплексного онлайн-сервиса, который объединил бы и функции интернет-магазина, и электронной доски объявлений. Сделав такой вывод, компания GoSauda создала отечественную интернет-платформу – аналог популярного сервиса AliExpress, вложив в нее 100 млн тенге. В интервью корреспонденту «Капитал.kz» региональный директор GoSauda по Западному Казахстану Тлеккос Давлеталиулы рассказал, как зарабатывать на таком недешевом проекте.
- Тлеккос, расскажите немного о компании и целях ее команды.
- Основная цель компании GoSauda – развивать в Казахстане электронную коммерцию, что в целом позитивно скажется на малом, среднем и крупном бизнесе. В 2015 году Елбасы в своем послании особо отметил, что Казахстан должен войти в тридцать развитых стран мира, а для этого необходимо развивать и внедрять инновационные технологии, в том числе и e-commers. В 2017 году была создана GoSauda, целью которой стала разработка первого отечественного продукта в этой сфере. Она является дочерним предприятием компании International Mentors Group. GoSauda поставила целью создать торговую онлайн-площадку, но такую, которая бы совмещала в себе функции интернет-магазина и электронной доски объявлений. В нашем интернет-пространстве много различных торговых площадок, но они все иностранные. Нет отечественного продукта. Иностранные сервисы работают, ими пользуются казахстанцы, платят деньги, которые поддерживают экономику зарубежных стран – миллионы уходят за кордон. А мы хотим, чтобы нашей площадкой пользовались как казахстанцы (физические лица, предприниматели, юрлица), так и иностранцы. Деньги останутся в экономике Казахстана.
- А в чем фишка вашей платформы?
- Мы ее называем двусторонней связью, совмещающей режим продавца и режим покупателя. Новый сервис объединяет функции интернет-магазина и электронной доски объявлений. Сама идея интеграции между доской объявлений и интернет-магазином – то, чего не хватает нашему рынку. Есть много приложений и платформ по отдельности, а вот универсальных платформ, которые сочетали бы в себе все необходимое, нет. Мы в этом поле первые. Идет моментальная связь между продавцом и покупателем по ключевому слову в запросе, минуя посредника, с помощью Push-уведомления. Продавец и покупатель имеют возможность сразу же создать переписку в приложении. По этому функционалу платформа не имеет аналогов.
- Сколько инвестировано в ваш проект?
- Около 100 млн тенге. Довольно затратный проект. У нас работают команды IT-специалистов, маркетологов и так далее, действует колл-центр. Есть головной офис в Нур-Султане, расположенный на территории технопарка для IT-стартапов Astana Hub, и более десятка региональных. Если говорить о штатных сотрудниках, то их около ста. Мы не стоим на месте. IT-разработки никогда не заканчиваются, и постоянно производится обновление мобильного приложения.
- Откуда привлекали программистов?
- Наши отечественные высококвалифицированные специалисты и из ближнего зарубежья.
- Кто ваша целевая аудитория?
- Мы создаем условия для неограниченного круга клиентов, как физических лиц, так и юридических. В мобильном приложении все прозрачно. Если это юридическое лицо, то обязательно размещается информация о видах деятельности компании, какую нишу она занимает и юридический адрес. Есть ряд сайтов, на которых размещаются много хайповых объявлений. То есть потом не найдешь того, кто размещал, и информация не соответствует действительности. Мы же в первую очередь думаем об удобстве клиента, о прозрачности и достоверности информации.
- Программа доступна только для местных пользователей?
- На сегодняшний день у нас 33 тыс. пользователей в Казахстане. В скором будущем платформа станет доступной и для иностранного бизнеса.
- Как будете зарабатывать на своем продукте?
- Сегодня приложение работает бесплатно, но мы планируем с конца октября брать с юридических лиц арендную плату за пользование площадкой. В будущем, когда платформа наберет обороты, будем брать некоторую плату и с физических лиц.
- 33 тыс. пользователей на сегодняшний день – не мало ли для подобного проекта?
- Думаю, для старта это неплохой результат. В дальнейшем мы планируем за два года собрать один миллион пользователей.
- Вы мониторите ежемесячный прирост пользователей?
- Обязательно, ведется учет посещений. В месяц их количество увеличивается на 5-6 тыс. Дальше надеемся, что рост произойдет в геометрической прогрессии. Кстати, все больше на сайт заходят пользователи из других стран.
- Если вы хотите выходить на международный рынок, сможете ли конкурировать с такими интернет-китами, как Amazon или тот же AliExpress?
- Где существует конкуренция, там и высокое качество. В будущем в первую очередь мы хотим создать своеобразную экосистему в Казахстане, чтобы все покупки у нас в стране проходили через отечественный проект GoSauda. Потом хотим выйти на рынок Средней Азии и России, а затем и еще дальше. Так что конкуренцию составим. Считаем, что потенциал у компании неплохой. Мы вошли в реестр американской компании Dun & Bradstreet, которая собирает и систематизирует информацию о субъектах предпринимательства по всему миру. Сейчас в реестре находятся более 200 млн субъектов бизнеса. Войти в этот список – быть узнаваемым на мировом рынке. IT-технологии сегодня зарабатывают огромные деньги. 70% населения планеты пользуется интернетом и различными приложениями.
- Вы говорили о прозрачности платформы. А насколько она защищена от хайповой информации и несанкционированного доступа?
- На сегодняшний день и сайт, и приложение имеют высокий (зеленый) уровень защиты. Он четырехслойный. Мы получили SSL-сертификат. Как я уже говорил, информация о юридических лицах будет проходить тщательную проверку. Физические лица будут регистрироваться по номеру мобильного телефона. Программа проверит, существует ли такой номер. На номер будет приходить СМС-код подтверждения, как в банковской системе.
- Ну, это Казахстан, здесь все понятно. Но раз вы решили замахнуться на мировой рынок, то как проверите информацию о клиенте, скажем, из Англии или Бразилии?
- Сейчас ведется работа над этим. У нас есть свой Data-Centre, расположенный на территории Казахстана, способный производить 2,5 млн транзакций в секунду. Как сказал Бакытжан Сагинтаев, занимавший в свое время пост премьер-министра, а ныне аким Алматы: «Можно разрабатывать сколько угодно IT-стартапов и говорить о них, но если нет своего Data-Centre, то все это бесполезно».