Генеральный директор национального российского канала «Муз-ТВ» Арман Давлетяров, прибывший на «Бизнес Форум ALFA» в Алматы, организованный «Альфа-Банком Казахстан», дал интервью корреспонденту «Капитал.kz». Известный медиаменеджер рассказал, на чем монетизируется премия «Муз-ТВ», почему его новый проект не имеет аналогов на постсоветском пространстве и как казахское воспитание ему помогло добиться успеха в бизнесе.
– Арман, расскажите, насколько шоу-бизнес как бизнес сегодня востребован и в то же время рискован?
– Шоу-бизнес и вообще музыкальная индустрия – те сферы, которые будут востребованы всегда. Ведь как бы ни менялись политическая и экономическая ситуации, в любой точке мира людям нужны хлеб и зрелище. Единственное отличие шоу-бизнеса от другого бизнеса – это то, что он на виду. Конечно, по доходности его нельзя сравнить с нефтяным бизнесом, по крайней мере, в России. Потому что он не на таком высоком уровне, как в Европе и США, где гонорары мировых звезд достигают и $10 млн. Но он очень рискованный. Например, когда мы с командой ежегодно готовимся к премии «Муз-ТВ», то стараемся четко просчитать все плюсы и минусы, понять, продадим ли все билеты, учесть ожидаемые риски, которые могут возникнуть в процессе церемонии, начиная от неблагоприятной погоды, ситуации в стране и заканчивая самочувствием артиста.
– Тогда осветите, пожалуйста, основные подробности ежегодной премии «Муз-ТВ» в части организационных моментов, а также бизнес-модели.
– Если говорить об организационных моментах, то в подготовке и проведении этого проекта у нас задействовано порядка 2000 человек. Готовим церемонию мы 9 месяцев, почти как вынашиваем ребенка. Уже сейчас начался подготовительный период: участие в тендерах, мы просматриваем площадки, ведем активные переговоры с режиссерами, выстраиваем рекламную кампанию, также разрабатываем концепт самой церемонии. Если вы обратили внимание, в последние годы у каждой премии появилось свое название (например, «Перезагрузка», «Гравитация» и так далее). Это говорит о том, что мы не просто делаем красивое шоу, а идем к зрителям с какой-то определенной миссией и посылом. За пределами России, в Европе, Америке, премию «Муз-ТВ» называют «Рашн Грэмми». Сейчас это главное ожидаемое масштабное музыкальное событие в России.
Проблема, которая перед нами теперь встала, – это отсутствие в Москве большой крытой площадки. Раньше мы проводили церемонию в спорткомплексе «Олимпийский», где вмещалось более 25 тыс. человек, но сейчас он находится на реконструкции. На последней премии присутствовало только 10 тыс. человек, для нас это очень мало. Другой площадки пока нет.
А в отношении бизнес-модели могу сказать, что премия «Муз-ТВ» сегодня сама себя окупает. Как правило, за несколько недель до начала мероприятия все билеты уже распроданы. Несмотря на то, что церемония предполагает большие вложения (несколько миллионов долларов), спонсоры с удовольствием туда идут. Тем не менее хочу подчеркнуть: у нас задача не только заработать на этом проекте. Когда я вижу, что по продажам и спонсорству возникают дополнительные доходы, то эти средства мы стараемся инвестировать на приглашение западных звезд, чтобы сделать шоу более масштабным.
Монетизируется премия тем, что в течение года мы много раз показываем ее в эфире нашего телеканала. В связи с этим его рейтинг поднимается выше, соответственно, реклама становится дороже.
– В какую сумму оценивают себя сегодня мировые и российские исполнители?
– Стоимость мировых звезд колеблется от $1 млн до $10 млн. Например, чтобы пригласить певицу Бейонсе, надо заплатить $5 млн, Леди Гага запрашивала $2 млн за выступление на нашем шоу (5 песен).
Если говорить о расценках российских исполнителей, то первая категория артистов, например, Дима Билан, Сергей Лазарев, Филипп Киркоров, Григорий Лепс, начинается от $50-150 тыс. и выше, в зависимости от того, концертное выступление это или корпоратив. Остальные артисты категорией пониже стоят от $35-50 тыс.
– На чем и сколько зарабатывает канал «Муз-ТВ»?
– Основные деньги, которые зарабатывает наш канал, – это продажа прямой рекламы.
Мы находимся в прямом бесплатном доступе каждому жителю России, охват у нас как у «Первого канала». Понятно, что у «Муз-ТВ» есть определенные ограничения в рамках нашего контента, то есть мы должны вещать в долевом соотношении 30% западную музыку, 70% российскую. К тому же 20% нашего эфира составляют развлекательные программы.
При этом мы не берем денег с артиста за ротацию и, самое главное, делаем свою работу прозрачно и честно. В открытых источниках можно увидеть нашу финансовую отчетность. Если говорить с точки зрения экономики, то «Муз-ТВ» – это один из прибыльных музыкальных каналов. За последний отчетный статистический год наша выручка составила 1552 млн руб., чистая прибыль – 254 млн руб., рентабельность продаж – 21%.
– Кто ваши основные конкуренты в России?
– Если взять все музыкальные каналы России, а их около 20, и сложить, то можно увидеть, что доля канала «Муз-ТВ» в несколько раз больше всех их вместе взятых. Поэтому я тут не могу сказать, что мы с кем-то конкурируем.
Наша аудитория пересекается с каналами ТНТ и СТС, и здесь понятно, что по доле смотрения мы им уступаем. Так как они показывают сериалы и фильмы с продолжительностью от 30 минут и выше, а наш канал в основном транслирует клипы по 3-5 минут. Соответственно, и затраты у них значительнее, чем у нас.
– На какой сегмент зрителей ориентирован ваш канал?
– Если раньше мы были 11-44, ядро – 18+, то за последние несколько лет мы сознательно перешли на аудиторию взрослее – 18-44, ядро – 25+. Это связано с тем, что такая целевая аудитория наиболее предпочтительна для рекламодателей. Тем более основная ее масса – это женщины.
Сделав это, мы убедились, что поступили правильно, потому что объем рекламных денег у нас возрос. Реклама на ТНТ и СТС стоит во много раз больше, чем на «Муз-ТВ», а по аудитории мы пересекаемся, поэтому рекламодателям выгоднее пойти к нам.
– Арман, вы сейчас возглавляете канал «Муз-ТВ», являетесь генеральным директором одноименной премии, есть ли еще какие-то компании или проекты под вашим управлением?
– Да, у меня есть еще один проект, он называется «Стар Мастер-класс», который вот только запускается. Подобного аналога на постсоветском пространстве еще не было. Этот проект представляет собой большую онлайн-платформу федерального значения, где звезды эстрады, театра, кино, спорта объединились, для того чтобы поделиться своим опытом со слушателями. Причем на разные темы, например, как достичь успеха, построить правильные отношения, научиться хорошо играть в теннис и многое другое. Для этого пользователь просто заходит в интернет, выбирает любимого исполнителя или деятеля, будь то Егор Крид, Максим Галкин или Ксения Собчак, и получает от них интересующий его мастер-класс.
На сегодня один такой курс включает 12 уроков и стоит около $50.
Для этого проекта в Казахстане мы недавно записали Кайрата Нуртаса и Ляйлу Султанкызы.
– Как вы можете охарактеризовать казахстанский шоу-бизнес? На ваш взгляд, насколько он сейчас развит и в чем его отличие от российского шоу-бизнеса?
– Я считаю, что Димаш Кудайберген – это прорыв не только для музыкальной индустрии Казахстана, но и в мировом масштабе. И то, что Ержан Максим на проекте «Голос» завоевал любовь зрителей в России, я тоже этому радуюсь. И, конечно, горжусь, что такие молодые ребята представляют мою историческую родину.
Тем не менее с основной массой казахстанских артистов я не знаком.
Но, насколько мне известно, шоу-бизнес в Казахстане – в основном это корпоративный или той-бизнес с соответствующими расценками. Поэтому сравнивать гонорары казахстанских певцов с российскими будет не совсем правильно. К тому же я думаю, что возможностей в России гораздо больше.
Если исполнители, которых все устраивает, остаются здесь, то в этом тоже нет ничего плохого.
Однако те, кто хочет развиваться дальше и проявить себя для более широкой аудитории, как это сделал Димаш, то они едут за пределы Казахстана. Мы видели, как он начал свое восхождение с Китая, ведь, насколько я понимаю, у себя на родине Димаш не был так востребован, как после участия в том китайском шоу. Также в свое время и группа «А-Студио» приехала в Москву и стала звездой.
– Помогаете ли вы казахстанским исполнителям в продвижении на российской сцене?
– Меня часто упрекают, что я кого-то из «наших» не поддержал. Я отвечаю: слушайте, Муз-ТВ – это не моя частная лавочка, где я буду показывать только казахских исполнителей. Если найдется достойный материал, достойная песня, которая имеет право попасть в эфир национального российского канала, значит эти исполнители попадут в эфир, и, естественно, я их поддержу.
– А продюсированием не занимаетесь?
– Сейчас нет. Последние, кого я продюсировал, были Мурат Насыров и Батырхан Шукенов. С Батыром я работал после его ухода из группы «А-Студио», его первый альбом «Отан-ана» мы делали совместно, после этого я не занимаюсь продюсерской деятельностью.
Тем более что времени у меня на это не хватает.
– Какие проблемы сегодня существуют в шоу-бизнесе?
– Сегодня благодаря интернету и социальным сетям появилось много возможностей для самореализации: любой из нас может выложить свою песню в YouTube, практически каждый блогер в состоянии организовать себе концерт, просто написав пост в Instagram: «Я сегодня выйду на площадь и буду петь, приходите, мои подписчики». С одной стороны, это, конечно, хорошо, потому что у людей появился шанс найти то, что им ближе. Но при всем при этом возникло много, как я называю, «мусора» – некачественного продукта. И чтобы найти действительно что-то стоящее и значимое, необходимо потратить достаточно большое количество времени. Поэтому в этом есть как плюсы, так и минусы.
– Есть ли запоминающиеся яркие взлеты, о которых вы бы хотели рассказать?
– В этом году я получил «Тэффи» – самую долгожданную награду для всех телевизионщиков – за личный вклад в развитие российского телевидения. В прошлом году мне присвоили звание заслуженного деятеля Казахстана. Такая оценка и признание твоей деятельности очень мотивируют и вдохновляют.
Но я считаю, что на сегодняшний день в моей жизни самых больших побед – пять – это мои дети. Каждое их рождение – это взлет. Конечно, хотелось бы, чтобы они выросли достойными гражданами своей страны, при этом помнили корни и гордились тем, что они казахи.
– В книге «История московского Чингисхана» вы рассказываете историю, как обычный парень из провинции стал счастливым и успешным скорее не благодаря, а вопреки.
– В тот период, когда я писал эту книгу, лет 7 назад, мне хотелось через призму своей жизни рассказать читателям, что можно жить в большом мегаполисе и возглавлять музыкальный канал, даже если ты родился в маленькой деревне, как я (в семье, где мама была дояркой, а отец – механизатором). И тут все будет зависеть только от вас и ваших желаний.
Это были также мои мысли вслух по поводу того, нужно ли вообще стремиться в шоу-бизнес, что это как конфета с красивой яркой оберткой, но на вкус горькая.
Сейчас я пишу продолжение этой истории – там будет больше моих мыслей и рассуждений. В первую очередь я, наверное, это делаю для своих детей, которые сегодня меня слушают, но не слышат в силу их незрелого возраста. Но когда-нибудь, прочитав эту книгу, они смогут сделать правильные выводы, чтобы не совершать тех же ошибок, что и я. Я на это надеюсь.
Кстати, совсем недавно «История московского Чингисхана» была переведена на казахский язык, и на следующий год я планирую выпустить и презентовать сразу две свои книги в Казахстане.
– Из каких компонентов состоит ваша формула успеха?
– На мой взгляд, для того чтобы быть успешным, нужно быть счастливым. А для того чтобы быть счастливым, нужно иметь три компонента: во-первых, это самореализация в профессии, во-вторых, это отношения, которые ты строишь (с женой, с родителями, детьми, друзьями), и, в-третьих, это здоровье.
В моем представлении нужно двигаться в этих трех направлениях. Конечно, я не скажу, что у меня все идеально получается, я тоже учусь и тоже стараюсь быть счастливым.
Ведь когда ты счастлив, ты хочешь поделиться этим с людьми. И, таким образом, тебе удается легко достигать поставленных целей.
– Известно, что вы работали помощником депутата Госдумы России и даже баллотировались туда. Что это была за история и собираетесь ли продолжать политическую карьеру в будущем?
– В тот период мне было около 30 лет. Александра Буратаева стала депутатом Госдумы и пригласила меня на должность своего помощника. Там, видя всю эту работу, какие задачи она ставила, у меня возникло сильное желание погрузиться в эту историю и помочь в решении проблем, которые предстали перед моими земляками в Оренбургской области.
Однако я не прошел. Конечно, в то время я сильно переживал по этому поводу. Но теперь понимаю, что вся эта история не для меня. Поэтому продолжать политическую карьеру не собираюсь.
Хотя и считаю, что артист должен иметь право на свою позицию, тем не менее музыка и политика должны существовать отдельно друг от друга: каждый должен заниматься своим делом, а не идти на поводу у сиюминутных политических волнений, постоянно где-то возникающих. Что у нас в России, что у вас в Казахстане.
– Для того чтобы заниматься шоу-бизнесом, обязательно ли иметь соответствующее образование или какие-то особые навыки?
– Мне кажется, что в любой индустрии, в которой ты работаешь, если хочешь добиться результата, нужно иметь не только хорошее образование, но и внутренний стержень, быть коммуникабельным и, самое главное, открытым и искренним.
Несмотря на то, что в начале своего пути я был еще никому не известным парнем-казахом из Оренбургской области, меня принимали, со мной считались и со мной хотели работать, а все не из-за того, что у меня было образование или я в чем-то разбирался, а потому что мне доверяли.
Я думаю, что отношения складываются в том момент, когда тебя начинают ценить за какие-то человеческие качества. Благодаря моему казахскому воспитанию я научился брать ответственность на себя, отвечать за свои поступки, не лгать, уважать старших. Например, в нашей семье мы всегда разговариваем с родителями на «вы», сегодня мои дети со мной на «вы», мы с супругой между собой общаемся тоже на «вы». Вот такие семейные традиции и качества делают нас сильнее и дают возможность достигать результатов.
– Вы считаете себя патриотом Казахстана?
– Да, я казах и этим горжусь. Пусть я не жил никогда в Казахстане, но мои родители родились на этой земле, мои дети – казахи. И все, что для меня важно, я указываю в своем «Инстаграме» хештегами. Тем самым я обращаю внимание своей аудитории подписчиков, что есть такая страна – Казахстан, ее столица – Нур-Султан, где живут люди, которые так же дорожат тем, что есть в их жизни, как я – своей исторической родиной.