Производство обуви сегодня в Казахстане обозначено двумя тенденциями. Как это обычно бывает, одна хорошая, а другая – плохая. Если начать с хорошей, то цехов в стране открывается больше, чем закрывается. Но, и это уже плохая тенденция, большая часть казахстанских производителей работают в «серой» или «темной» зонах, частично или вовсе не выплачивая налоги. При этом старейшины рынка, запустившие станки еще в середине девяностых прошлого века, работают так, как завещал закон: выплатил налоги – развивайся спокойно. Правда, насколько эффективно это получается при имеющихся конкурентных условиях, «Капитал.kz» рассказал Анатолий Тохпариди, директор и основатель компании по производству обуви «Грант-Ют».
– Анатолий Георгиевич, при первом же разговоре вы озвучили проблему, которая сегодня вас волнует больше всего: люди из производства уходят. Но не из профессии, а в подпольные цеха.
– Так и есть, скрывать нечего. В нашей профессии остаются самые преданные ремеслу и сильнейшие из сильнейших специалистов, но и они ищут лучшей доли. Предпочитают стабильность, которая есть у полулегальных или вовсе нелегальных цехов. Из 45 человек моей команды на сегодня работает только 15. Остальные специалисты ушли, потому что нет стабильности в работе, в заказах. Мы же зависим от тендеров. Если «Грант-Ют» выигрывает его и на ближайшие полгода у нас есть заказы от силовых и охранных структур, компаний промышленного сектора, то мы на эти шесть месяцев обеспечены и работой, и зарплатой. Наверное, не секрет, что тендер выигрывает тот, кто предлагает минимальную цену за свою продукцию? Вот и маневрируем между себестоимостью и желанием заработать, чтобы удержать производство на плаву. Оставшиеся полгода ждем следующего тендера. Конечно, цех не простаивает, выкручиваемся индивидуальным пошивом, но это не те объемы и доходы, которые бы могли обеспечить работой и зарплатой 45 человек.
– Но ведь заказы есть? У вашей продукции отличная репутация среди постоянных заказчиков.
– Да, позитивные отзывы о нашей обуви поступают от всех, кому мы ее шьем. И мы действительно стараемся угодить так, чтобы они вернулись к нам на следующий год. Например, как мужскую, так и женскую обувь для силовых и охранных структур можно носить как на службу, так и на парад. Она имеет стильный дизайн, сделана из натуральной кожи, меха, с удобной колодкой, каучуковой подошвой. То есть эта обувь ничем не отличается от гражданской, но более ноская. Честно говоря, «вылизываем» каждую пару. Поэтому мы гордимся своей работой и получаем самую высокую оценку от заказчиков.
– А какой выход вы видите, чтобы снизить сезонную зависимость производства от заказов и предложить простым казахстанцам такую же качественную продукцию?
– Выход один – открывать свой магазин. Мы рассчитываем выставить на прилавки мужскую, женскую и детскую обувь на свой прилавок, и уверены, что она найдет своего покупателя. Открытие планируется уже этой осенью, а на сегодня готовится собственная коллекция. Мы не рассчитываем, что магазин нам даст желаемую прибыль сразу и много. Все будет, но постепенно, пошагово. Но и отказываться от широкого производства гражданской обуви, учитывая все риски и затраты, тоже не собираемся. Я вас уверяю, что наша обувь окажется не просто качественнее, чем китайские аналоги, но и выгоднее: не потребуется каждый сезон, а то и два раза в сезон, покупать новую пару. Когда казахстанцы поймут, что нужно носить свое, как это делается во всем мире, у нас будут и продажи, и объемы производства, о которых можно с гордостью говорить. Пока это делать рано.
– А каковы сегодня обороты производства?
– Обороты производства за последние годы упали в два раза. Сильно девальвировал тенге, и это сказалось на нас. Ведь какой-то объем сырья мы приобретаем у отечественных производителей, а оставшуюся часть – у российских поставщиков. Они покрывают необходимый для производства объем, которого нет в Казахстане, и походят нам по качеству, цене и срокам поставки. После падения курса тенге импортируемое сырье стало обходиться нам дороже.
– А кто из отечественных производителей вам поставляет сырье?
– На сегодня сотрудничаем с бурундайским кожзаводом, который предложил нам очень неплохие образцы кожи. Часть сырья приобретаем у семипалатинского кожзавода. Мы стараемся поддержать отечественных производителей, и всегда идем на контакт по вопросам сотрудничества. При этом мы также соотносим как качество, так и стоимость предлагаемого сырья. Рынок диктует свои условия, и обувь действительно должна на выходе получиться качественной, но по демократичной цене.
– Мне кажется, открытие магазина – действительно хорошая идея. Вы как-то прощупывали рынок, делали мониторинг спроса?
– Спрос на нашу обувь у обывателей всегда был. Все, кто к нам приходят за индивидуальным пошивом, возвращаются через несколько лет, чтобы заказать снова и точь-в-точь, как предыдущая пара. Хотя и мода уже поменялась, и сырье стало еще более качественным, а люди просят абсолютно идентичную, потому что нога в ней отдыхает и не травмируется, как это происходит с китайскими аналогами. Для компании «Грант-Ют» лучшими сертификатами качества считаются благодарные отзывы клиентов. Работу мы выполняем качественно и в срок, не нуждаемся в дополнительной рекламе нашей продукции. Потому что за каждой выполненной парой обуви – многолетний труд, опыт, мастерство коллектива.
– Если даже приблизительно посчитать, то обувь из натуральной кожи и меха, с каучуковой подошвой, продуманной и по-настоящему удобной колодкой будет стоить недешево? Вы сможете выдержать конкуренцию в цене?
– Сразу отмечу, что стоимость нашей обуви будет складываться в конкурентном диапазоне стоимости обуви от производителей из Китая, Турции и других стран, заполнивших прилавки своей продукцией. Это принципиально. Конечно, окончательная цена зависит от многих факторов, но мы не собираемся отпугивать клиентов стоимостью. На начальном этапе нам важно, чтобы продукция пользовалась спросом, чтобы у людей была возможность сравнить пару на один сезон из Китая и нашу обувь, которая прослужит как минимум три-пять лет. Мы, в принципе, пока рассчитываем выйти на себестоимость нашей продукции. Честно говоря, и профессионалы меня поймут, в нашем случае дороже всего в нашей обуви – это работа над ней, даже не материалы. Если говорить о ценовом диапазоне, то она будет варьироваться от 9 тыс. до 35 тыс. тенге. При этом 35 тыс. – это обувь с кожаной подошвой и наборным каблуком. Например, мужчины смогут купить зимние полусапожки от 20 тыс. до 22 тыс. тенге, а женщины – за 24-28 тыс. тенге. Женские ботфорты обойдутся в 30-35 тыс. Если пошив индивидуальный, то это означает, что будет кроиться индивидуальная модель, разрабатываться колодка, учитываться пожелания клиента по материалу и цвету, а также размеры не только стопы, но и щиколоток и голени. Даже в этом случае мы не сбираемся задирать цену и предложим рынку вполне конкурентную стоимость. Кстати, именно мы шили обувь в национальном стиле для популярных кинофильмов. Например, герои фильма «Кочевник» ходят в нашей обуви.
– Вы уже мимоходом затронули тему ввоза обуви из Китая, Турции, России. В какой перспективе у казахстанских производителей получится переломить ситуацию и составить им конкуренцию? Какими мерами это возможно добиться?
– Что касается мер, способных усилить позицию казахстанских производителей обуви на отечественном рынке, то, возможно, поможет программа чипирования обуви. Мы слышали, что именно с ее помощью российские компании хотят потеснить китайских производителей со своего рынка и вывести их доходы от продукции из тени, то есть заставить их платить налоги. Тогда обувь, которая сейчас выигрывает в цене, станет дороже. Это создаст российским производителям конкурентное преимущество, так как она лучше по качеству, чем китайская. Я очень надеюсь, что подобная программа заработает и у нас. Ведь, имея рядом таких соседей, как Китай, который подделывает все что угодно и предлагает за товар минимальную цену, отечественному производителю обуви тяжело конкурировать. На самом деле китайским производителям и невыгодно делать обувь, которую можно носить несколько лет. Им надо, чтобы покупатель возвращался за товаром каждый месяц. Это просто экономически для них выгоднее.
– Вы показали нам оборудование в ваших цехах, которые приобретали последние несколько лет подряд. Скажу честно, оно меня впечатлило.
– Желание производить действительно современную и качественную обувь предполагает выполнение определенных условий. Решение дополнить и обновить оборудование – не прихоть, а производственная необходимость, диктуемая временем. У нас в цехах большую часть работы делают машины, и мы специально для этого приобрели конвейер, специальную технику из Европы, которая быстро и качественно сшивает и, что называется, собирает обувь. Например, в прошлом году мы потратили на обновление оборудования 150 тыс. евро, в текущем году – $130 тыс. Залезли в долги, но отступать от задуманных планов наладить и расширить линейку обуви для гражданских не собираемся.
– Но вы берете кредиты в рамках государственных программ?
– Да, используем возможность участвовать в программах, которые могут немного удешевить кредит. Но берем их осторожно и только на очень необходимые для производства цели. Кстати, здание, в которым вы сейчас находитесь, тоже было приобретено в кредит по госпрограмме. Нам недавно предлагали в рамках госпрограммы и свои полки в торговых домах. На будущее мы такой вариант рассматриваем, но пока собственная коллекция в разработке и острой необходимости в торговых площадях, кроме нашего магазина, у нас нет.