Готовы ли в Казахстане, покупая продукт в магазине, тут же пробовать его в специально открытой для этого кофейне? Что застилает глаза поклонникам экологически чистых продуктов питания и почему их легко провести? Как ведут бизнес консервативные производители органик-продукции? Об этом и других тонкостях "органического" бизнеса корреспондент центра деловой информации Kapital.kz поговорил с владелицей фудмаркета BioGourmet Асель Журденовой.
- Асель, когда пять лет назад вы открывали свой магазин, увлечение здоровым образом жизни и здоровым питанием уже было популярным в Алматы?
- Нет, мы с мужем были одними из первых, кто стал прививать культуру здорового питания среди алматинцев. И, наверное, были одними из первых, кто в ассортиментной линейке делал основной упор на сертифицированное органическое питание. На тот момент в Алматы было уже несколько супермаркетов - импортеров высококачественных натуральных продуктов, в том числе и линейки органического питания. Нам же хотелось сделать органические продукты более доступными для населения, мы искали такие бренды, товары которых были бы доступными для среднестатистического жителя.
- У вас очень уютный магазин, вы с первого дня в этом помещении работаете?
- Да. Мы живем недалеко, и в 2014 году в этом районе не было ни одного магазина, тем более кофейни. Наша идея заключалась в том, чтобы открыть магазин у дома нового формата.
- На сайте вашего магазина сказано, что вы за здоровый и полезный бизнес. А бывает бесполезный?
- Когда магазин открылся, мы давали возможность молодым компаниям, фермерам начать создавать свой бренд вместе с нами. За это время на базе нашего магазина выросли два производителя молочной продукции, сотрудничество с нами стало для них хорошим стартом. С тех пор они разработали свой лейбл, наладили реализацию и успешно продаются в других торговых точках. И таких кейсов в нашей уже совместной с этими брендами истории несколько. Вот это я называю полезным бизнесом.
- Сейчас ваша ниша конкурентная?
- Конкуренция - понятие относительное. Когда каждый магазин в нашем городе будет тщательно подходить к выбору ассортимента продуктов и делать акцент на качественных и натуральных продуктах, тогда можно будет говорить о конкуренции. Потребительская корзина, так же как и доход покупателей, абсолютно разная, поэтому у каждого предпринимателя своя целевая аудитория.
В России официальную сертификацию органической продукции ввели только в этом году. Все, что продавалось с надписью «био» или «органик», в том числе в нашей стране, не было сертифицировано. Писать же можно все что угодно, вы наверняка встречали у нас такие продукты питания, где сплошная химия в составе, а написано, что это органика. Вот так вводят в заблуждение потребителей. Клиент «клюет» на крафтовую упаковку с надписью «без ГМО», перевязанную бечевкой. Даже у тех брендов, товары которых мы привозим для нашего магазина, есть продуктовая линейка, в которой сертификат «органика» присвоен только 3-4 наименованиям, а по поводу остальных продуктов мы сразу предупреждаем, что это просто натуральный продукт. У нас большой ассортимент, в том числе продукция компаний, которые продаются в обычных магазинах.
- Тогда тут стоит пояснить, чем органика отличается от натуральности.
- Маркировка «эко» означает, что в течение всего жизненного цикла товара (при производстве, транспортировке, хранении, использовании, утилизации) ущерб для окружающей среды минимизирован по сравнению с аналогичными товарами.
То есть в данном случае можно говорить только о том, что экопродукция наносит меньше вреда окружающей среде. К качеству самих продуктов, к их натуральности и безопасности именно для потребителя данная маркировка никакого отношения не имеет.
При производстве органической продукции минимизированы риски именно для потребителя. В этом главное отличие этих двух видов маркировки.
То есть органические овощи не обрабатывались пестицидами, почва не удобрялась химическими удобрениями, а конечная продукция не подвергалась обработке радиацией и т. д. Если мы говорим о мясе, то, например, курицу не лечили антибиотиками и гормонами.
Для некоторых производителей органической продукции важно, чтобы продукт выращивался в его естественной среде. Например, если оливки исконно выращивались в Греции, то такие компании не будут пытаться выращивать их где-то еще, а выкупают небольшие фермы именно в Греции и там их производят. Также часто используют традиционные методы производства той или иной продукции, к примеру, традиционно вяленые помидоры должны сушиться на солнце без использования специализированного оборудования, такого метода и придерживаются
- А у нас в Казахстане не производят экологически чистые продукты питания?
- Натуральные есть, но если землю перед выращиванием чем-то обеззараживали, то стоит задуматься о натуральности. Что касается органики, то у нас нет специализированной сертификации, то есть никто не проверяет продукты на экологичность, и любой может клеить ярлык «био» на упаковку.
- Это дорого для конечного покупателя – питаться органик-продуктами?
- К сожалению, да. Если взять для примера овсянку, то обычная будет в 1,5-2 раза дешевле, чем импортная органическая.
- И спрос есть.
- Да. На собственном опыте с нашими детьми я убедилась, что у органики есть свои плюсы. Когда мы только открывали магазин, у младшего ребенка была аллергичная кожа – с сухой поверхностью и зудом. Все хорошо было только на море. Когда сыну исполнился годик, я получила немецкий товар для пробы, я все им дома заменила: макароны, крупы, масло. Мы готовили дома ту же самую пищу, но только из этих продуктов. Через некоторое время у ребенка прошли все симптомы.
- Когда входишь в магазин, невозможно не почувствовать запах выпечки и кофе, который доносится из кофейни. Почему вы решили соединить два этих заведения на одной территории?
- Мы много путешествуем с семьей и этот тренд увидели в европейских странах несколько лет назад. Гость приобретал ту и иную продукцию в магазине и мог на месте в кафе ее продегустировать: попросить, чтобы из нее что-то приготовили. Мне понравилась эта идея.
- В вашей кофейне так можно делать?
- Формат магазина таким и задумывался, даже был воплощен в жизни, но пока наш клиент не совсем к нему готов, спросом такая услуга не пользовалась
- Кстати, манящие ароматы кофейни помогают увеличить поток клиентов в магазин?
- Они дополнение друг к другу. Человек пришел купить молоко, увидел в кофейне горячий хлеб, круассан, или решил деток порадовать тортом и купил. И, наоборот, кто-то пришел за свежеиспеченным хлебом в кофейню и завернул в магазин за молоком, маслом. Все клиенты, которые к нам ходят, – наши постоянные гости. Персонал магазина и кофейни знает предпочтения практически каждого из них. Наш формат, когда мы не гонимся за большим потоком людей, позволяет устанавливать такие теплые отношения с гостями. Плюс, всегда есть обратная связь с клиентами.
- Сколько денег вам пришлось вложить в ваш бизнес?
- Порядка полумиллиона долларов на первом этапе. Это и оборотный капитал, и затраты на ремонт помещения, приобретение оборудования и ассортимента продукции.
- Какие риски в вашем бизнесе?
- Валютный курс, недобросовестные партнеры.
- Какова доходность?
- По итогам прошлого года рентабельность бизнеса составила 23%.
- Это хорошо? Больше можно было?
- Да, неплохо. А расти всегда можно, продолжая прививать культуру питания нашим людям, расширяя ассортиментную линейку, чем я сейчас как раз занимаюсь. В мае мы готовимся привезти 6 новых брендов на пробу.
Часто мы делимся информацией с клиентами, рассказываем про тот или иной товар, про его пользу для организма. Тем самым открываем для них какие-то новые продукты, меняем предпочтения, помогаем формировать основу для более правильного и здорового питания.
- Хорошо, но у вас не совсем удобная локация – далеко от центра города.
- Я ведь открывала бизнес для себя, больше в качестве хобби и как раз так, чтобы он был недалеко от дома. Здесь много жилых комплексов, жители которых наши клиенты. Хотя, конечно, если бы мы были в городе, дела бы шли по-другому.
- А не хотите еще один магазин открыть?
- Нет, это очень затратно и трудоемко. Нужно все контролировать, всецело себя этому посвящать, но, как я сказала, последние три года живу в другом городе, а операционные моменты требуют полного внимания и контроля. Управление розничным бизнесом поверхностным быть не может. Ну и, я думаю, каждый предприниматель согласится, что так, как ты к своему делу относишься, никто больше не станет.