Сколько казахстанских кинофильмов выпускается в стране каждый год, за счет чего наблюдается рост производства и какая сумма оптимальна для создания кинокартины – об этом и не только корреспондент центра деловой информации Kapital.kz поговорил с коммерческим директором сети кинотеатров Chaplin Cinemas Дмитрием Кириенко.
- Дмитрий, вы как представитель одной из крупнейшей сети кинотеатров нашей страны в курсе, как живет отечественный кинобизнес, и можете прояснить некоторые нюансы. Расскажите, сколько казахстанских фильмов за 2018 год было выпущено в прокат в вашей сети и каков их процент от зарубежных кинофильмов?
- В прошлом году в сети кинотеатров Chaplin Cinemas, с учетом декабрьских релизов, вышел 41 казахстанский фильм. Если говорить об общем числе премьер, то за отчетный период наша сеть продемонстрировала 274 фильма. Таким образом, мы видим, что на отечественные фильмы пришлось почти 15%.
- Сколько зрителей посмотрело отечественные киноновинки в вашей сети и сколько составили сборы?
- Казахстанские фильмы посмотрело более 500 тыс. зрителей. Сборы – более 600 млн тенге.
- Имеются ли данные о том, во сколько в среднем создателям обходится фильм, выходящий в прокат?
- У нас в стране не существует привычки делиться информацией о бюджете. Отечественные производители фильмов не всегда торопятся разглашать суммы, потраченные на создание своего продукта, делая это лишь иногда.
Разница от самого дешевого фильма до самого дорогого может быть существенной. Если говорить о лично мне известных цифрах, то могу привести в пример следующее. Дебютный фильм режиссера Олжаса Ахметова «Неделимое» обошелся ему в 90 тыс. долларов. Для того чтобы снять картину, режиссеру пришлось продать дом. Я считаю, что этот фильм - хороший пример соотношения «цены и качества». Есть случаи, когда продюсеры, опять же по их заявлениям, тратили от 400 тыс. долларов и выше на съемки. На мой взгляд, это неадекватная сумма вложений, если они хотят «отбить» эти деньги в казахстанском кинопрокате.
- То есть большинство наших фильмов трудно назвать окупаемыми?
- Практически каждую неделю к нам в компанию приходят люди либо с готовым фильмом, либо с идеей его создания, они утверждают, что именно их продукт станет прорывным. Это похвальное стремление, но надо трезво оценивать свои возможности. Создатели картин рассчитывают попасть на топовые позиции и заработать столько же, сколько самые успешные казахстанские проекты, такие как «Брат или брак», «Кудалар» или «Бизнес по-казахски». Все локальные производители стремятся к этим показателям, но происходит это крайне редко. Полагаю, что как минимум больше половины отечественных киноновинок прошлого года не окупились. Поэтому мы призываем производителей к тому, чтобы они ориентировались на реальную емкость казахстанского киносмотрения. Брали некую медианную цифру от общего числа сборов отечественного кинопродукта и понимали, на что можно рассчитывать. И, исходя из этого, планировали свой бюджет.
- На ваш взгляд, каким должен быть бюджет отечественного кинофильма?
- Это личное дело режиссера и продюсера. Если брать некую усредненную сумму, о чем я говорил выше, позволяющую рассчитать, что ты вероятнее всего выручишь свои вложения, то это около 20-25 млн тенге, 50-70 тыс. долларов.
- Назовите фильм, оказавшийся самым успешным в 2018 году.
- Самым кассовым фильмом по сборам в нашей сети стал «Кудалар» Нуртаса Адамбая. Это с учетом сборов за январь и февраль 2019 года - премьера фильма состоялась в канун Нового года.
- Что влияет на появление все большего количества казахстанских фильмов?
- Действительно, в последние годы мы наблюдаем стабильные темпы роста производства отечественного кино. Снижается стоимость производства, и в индустрию приходят новые люди. Кроме того, происходит замещение спроса на российский продукт. В 2017 году доля сборов российских фильмов составляла примерно 25%, в 2018 году эта цифра была близка к 15%, в этом году данный показатель упадет примерно до 8-10%. Российские фильмы, безусловно, будут присутствовать на нашем кинорынке, но это будут в основном крупные проекты.
- Ожидаемое количество казахстанских фильмов и зрителей на текущий, 2019 год?
- Здесь трудно предоставить какие-то четкие цифры. Рынок находится на стадии становления. Поэтому многое не отлажено. Не всегда точные даты релизов известны нам заблаговременно. Производители казахстанских фильмов зачастую не имеют четкого плана по продвижению своего продукта, движимые желанием как можно быстрее окупить свои вложения. Это происходит потому, что план казахстанских релизов формируется хаотично, с привязкой к государственным праздникам. Например, на Наурыз много праздничных дней, весна, все гуляют, кинотеатры полны. И три производителя из шести стремятся выйти на экраны именно в эти дни. А в следующем месяце, к примеру, может выйти всего одна картина. У нас казахстанское кино пока еще воспринимается зрителем как единый жанр, как «наше» кино. И когда в это «наше», как в топку, закидывается шесть картин, из которых четыре выпущены на экраны одновременно - все эти картины делят одного и того же зрителя. Такая же ситуация складывается и в другие праздничные дни.
- Давно ходят разговоры о создании единой информационной системы, которая позволит собирать различные данные по количеству посетителей кинотеатров, сборам и так далее. Есть какие-то сдвиги в этом направлении?
- Чего-то конкретного мы пока так и не увидели. На рынке обсуждается создание некого аналога российской системы электронного билета, привязанного к фискальному аппарату. Безусловно, это хороший шаг рынка в сторону своей прозрачности. Наша сеть кинотеатров поддерживает это нововведение, главное, чтобы все участники рынка находились в единой системе координат, на равных условиях. Стандарты должны быть едиными для всех. Однако несколько казахстанских игроков устраивает текущая непрозрачность, и менять ее они не особо хотят.
Мировая практика сбора данных базируется на программном продукте Rentrak. Все данные с кассовых модулей выгружаются на сервера американской компании comScore и являются открытыми для участников рынка.
Поскольку сборы данной системы не являются публичными в Казахстане, а правообладатели не стремятся разглашать бокс-офис своих картин, эту роль «взял на себя» Ticketon. Этот ресурс занимается онлайн-продажей билетов, но не всех кинотеатров, а определенной части. На основе усеченных продаж эта компания рассчитывает сборы фильмов по «оценочным» данным. За точность этих расчетов мы бы не ручались. Часто такое расхождение с реальностью вызывает вопросы у множества правообладателей. Рынок требует фактов, а не умозаключений.
- Как проводится дубляж и субтитрование фильмов на казахском языке? Имеются ли в связи с этим какие-либо трудности?
- Имеющиеся на сегодняшний день прецеденты дубляжа на казахский язык касались только фильмов компании Disney с участием ее представителя в Казахстане. Такой дубляж обходится весьма дорого – по данным компании Меломан, около 100 тыс. долларов. Это обусловлено тем, что стандарты качества данной международной корпорации очень высоки – утвержденный voice-банк, услуги дорогостоящей студии и т. д.
Согласно новому закону о кинематографии принята переходная форма, при которой в 2019 году обязательным является не дубляж, а субтитрирование фильмов. Это компромиссное решение гораздо доступнее (до 150 тыс. тенге). Субтитрирование заодно способствует изучению языка при просмотре фильмов.
Спрос на фильмы на казахском языке растет синхронно с появлением новых поколений казахстанских зрителей. В определенный момент эта подрастающая аудитория станет той критической массой, после которой рынок начнет полный переход на казахский язык.