Свой полнометражный фильм «Свободный» режиссер Елжас Рахим снял в качестве дипломной работы в США. Фильм готов к широкому показу в Казахстане. В интервью корреспонденту «Капитал.kz» он поделился своими выводами о том, возможно ли в современных условиях снять хороший фильм по выгодной цене и заработать на этом. «Свободный» – это криминальная драма, повествующая о жизни нелегальных мигрантов в Лос-Анджелесе. Тема мигрантов более чем злободневная для того, чтобы обыграть ее в кино, уверен автор фильма. В этой картине Елжас Рахим выступил в качестве режиссера и исполнил главную роль.
- Елжас, с чего начался кинопроект?
- История создания фильма началась в 2013 году на втором курсе New York Film Academy в Лос-Анджелесе, когда пришло время готовить дипломную работу. Я мог снять музыкальное видео, рекламу или художественную короткометражку. Я решил снять полноценный фильм с профессиональными актерами. А для этого привлечь хорошее оборудование, оператора и звукорежиссера, дорогие локации, сделать продакшн-дизайн. То есть нацелился на более сложный и дорогостоящий кинопродукт, а не на обычный студенческий фильм.
- Как найти деньги на полноценный фильм в наше время, тем более когда хочешь снимать в Америке?
- Полтора года я готовил сценарий на русском языке, затем переводил на английский. Со второй половины 2014-го начал искать инвесторов. Я обращался к руководству «Казахфильма», оказывается, у них полугодичное планирование бюджета, на которое я не попал. В первый раз там мне сказали, чтобы я приходил через полгода и подал заявку на финансирование. Я вернулся через полгода, картину снова не стали рассматривать, сказали приходить через полгода. Я понял, что напрасно трачу время. Тем более что параллельно с этим проходила учеба, и нужно было скорее приступать к съемкам. Пошел к независимым инвесторам, долго искал, показывал сценарий. В итоге сумел найти $50 тыс. без каких-либо финансовых обязательств.
- Так можно?
- Возможно, если есть личные связи и хорошее впечатление, которое производишь при встрече с нужными людьми. Чтобы выжить в кинобизнесе, нужно уметь договариваться, находить общий язык с инвесторами или продюсерами. Чтобы куда-то пробиться, надо постоянно выходить на новых людей и заводить полезные знакомства. При бюджете картины как минимум в $100 тыс. я сумел найти половину денег и приступить к съемкам.
- Подготовка к съемкам трудоемкий процесс?
- Да, много средств уходит на разрешения по локациям, где будут вестись съемки. Бесплатно заниматься съемками фильма посреди улицы или где-либо еще в Америке незаконно. Со студенческим дисконтом одна локация мне обходилась в $25. В каком-то знаковом месте, как Голливуд бульвар, Малибу Бич, Санта-Моника разрешение на съемку стоит $40. Затем деньги ушли, чтобы застраховать оборудование, съемочную команду, нескольких актеров. Одна страховка стоит порядка $1500. Притом, что категория проекта ультра малобюджетная. На больших проектах препродакшн стоит в сотни раз дороже.
- А что с оборудованием?
- Студентам NYFA все основное оборудование в академии дают бесплатно на один месяц – свет, камера Red Dragon со всеми линзами. В противном случае один съемочный аппарат мне обошелся бы в $5 тыс. в сутки. Все оборудование весит несколько тонн, пришлось нанимать грузовик за свой счет. В конце ноября 2014 года сразу после Дня благодарения приступил к съемкам. В среднем один съемочный день, обходился в $1500. Мы снимали 22 дня.
- Какой гонорар у актера?
- Вопрос в том, состоит ли он в Гильдии киноактеров США. Если он в гильдии, все немножко сложнее и дороже, но при этом безопаснее для проекта. С актерами из гильдии ты заключаешь контракт на бумаге, где прописываются все условия. У нас снимался американский актер Хал Дион, которого зритель смог увидеть этим летом в фильме Тарантино «Однажды в Голливуде». Его гонорар за съёмочный день составил $150. Это минимальная ставка в гильдии. Были актеры не из гильдии, которые обходятся в два раза дешевле. В общей сложности у нас было 22 персонажа.
- Как формировалась техническая команда?
- Один только звуковой режиссер из Аргентины у нас получал по $200 в день. Я не хотел экономить на звуке, мы делали его качественно на два бума по мексиканской методике. Хотя в технической группе работают фрилансеры, которые берут проект, зарабатывают на нем в течение 20-30 дней и просто уходят. Большая часть команды – оператор, художник-постановщик, второй режиссер работали в рамках deferral payment (в переводе «отсрочка платежа»), когда ты получаешь сразу половину гонорара, а остальное после того, как фильм начинает зарабатывать деньги. Иными словами, работаешь за идею.
- Что вы делали после съемок?
- Дальше идет монтаж картины, но у меня не было на это денег, все ушло на отснятый сырой материал. В 2015 году учеба в академии по программе «Болашак» закончилась, порядка $20 тыс. ушло на перелеты из Казахстана в Америку, нужно было закончить картину. Пролетел с двумя монтажерами, много им заплатил, а они оказались некачественными. В итоге сам сел за монтаж на Macbook PRO и монтировал до 2017 года. Когда картина была практически готова, на «Казахфильме» мало кто верил в то, что она выйдет на экраны. Поворотным стал кинофестиваль в Мадриде, где фильм «Свободный» выиграл в номинации «Дебют» – начался ажиотаж, все крупные издания об этом сообщили, пошли разговоры о том, чтобы выпустить ленту в казахстанском прокате.
- Картина выходит на казахском и русском языках?
- Да, фильм выйдет на двух языках. Дубляж проходил на студии «Казахфильм» и обошелся в $20 тыс.. В реалии в Москве или Санкт-Петербурге это стоит дешевле. Но для надежности провели всю работу на национальной киностудии. В итоге 12 декабря «Свободный» стартует в кинотеатрах сети KINOPARK в Алматы и Нур-Султане. От показов прокатчики оставляют себе 50%, еще 10% переходит к компании Sulpak Cinema как посреднику. В итоге я не думаю, что сумею отбить даже половину бюджета от фильма. Но ведь и сам фильм изначально не планировался как коммерческий. В наших реалиях это очень сложно, когда тебе никто не помогает в стране. Несправедливо, когда много лет работаешь над картиной, а «Казахфильм» лишь обеспечивает ее выход на экраны, но не заботится о дальнейшей судьбе. Кинолента – это суррогат, на котором еще можно заработать помимо кинопоказов.
- Есть возможность продать фильм онлайн-платформе?
- После кинофестиваля в Мадриде меня пригласили на киномаркет в Ниццу, где демонстрируются 400 отобранных картин на платной основе. На одном из показов небольшая стриминговая компания по дистрибуции предложила выпустить мой фильм на онлайн-платформе в Америке и Канаде. Я заключил контракт на $5 тыс. При этом с каждого просмотра мне будет падать определённый процент как автору картины. Моя задача, чтобы фильм посмотрело как можно больше людей. Я изначально не делал картину коммерческой. Учитывая, что в стране не окупаются картины даже за $500 тыс., это в принципе маловероятно при бюджете в пять раз меньше. Но это большой опыт и потраченные деньги – своего рода инвестиции в будущие проекты. Следующий кинопродукт я планирую сделать в России, и он будет на сто процентов коммерческим.