Из спортсменов в прошлом выходят отличные бизнесмены. Супруги Вячеслав Ершов и Майя Манеза – тому подтверждение. Закалка характера, сила воли и умение достигать поставленных целей – навыки, которые очень пригодились чемпионам-тяжелоатлетам в развитии их бизнеса. Первый центр восточной медицины прославленных спортсменов открылся три года назад. Сегодня супруги сумели вырасти еще до двух филиалов. В интервью редактору YouTube-канала «Персоны «Капитала» Майя и Вячеслав рассказали о том, как спорт стал для них хорошим плацдармом на пути к своему делу.
– Вячеслав, Майя, что представляет собой сегодня Центр восточной медицины имени Майи Манезы?
Вячеслав: Мы занимаемся традиционной восточной медициной, косметологией. Оказываем услуги массажа, проводим сеансы иглотерапии, ставим системы на основе трав в зависимости от диагнозов, хиджаму делаем, в общем, широкий спектр восточной традиционной медицины.
– На рынке вы уже третий год. Как сегодня вы сами оцениваете положение дел в своем бизнесе?
Вячеслав: Да, мы зарегистрировали ТОО в 2016 году, после приобрели помещение в собственность, начали ремонт. Все, что вы здесь видите, мы делали сами, буквальную каждую плитку. Это заняло порядка полугода. Дальше по приоритетам у нас стояла задача по поиску доктора. Нужны были хороший врач, хорошая команда. Услуги должны быть на уровне, пациенты должны уходить от нас довольными, излечившимися от недугов. Мы постарались собрать команду во главе с нашим доктором Ши. Врача нашла Майя, пригласила из Китая, подключив все свои связи. Работа пошла легко, нашли девочек-массажисток, специалистов по хиджаме, администраторов. Сейчас уже планируем расширяться. Один филиал работает в районе Калкаман, вторую точку планируем открывать в районе «Алматы-1».
– Давайте вернемся в 2016-й. Что мы о вас знали тогда? Спортсмены, тяжелоатлеты, которые демонстрировали грандиозные успехи. С каким багажом вы подошли к решению начать свое дело?
– В 2016 году мы приняли решение завершить профессиональную карьеру. Я это сделал даже раньше Майи, в 2014-м. Встал вопрос: чем заниматься дальше – так же двигаться по спорту, работать тренером, набирать группы и взращивать спортсменов? Но это очень сложно, уйдут годы. Да и с финансовой, материальной точки зрения работа тренера не очень высокооплачиваемая до тех пор, пока ты не воспитаешь хороших спортсменов. Мы не против развития спорта, в дальнейшем мы также планируем свою спортивную школу по тяжелой атлетике открыть. Но в 2016 году остро встал вопрос заработка.
– Вы к тому времени уже были женаты?
Вячеслав: Да, у нас уже был ребенок.
– Я предполагаю, что идея открыть центр восточной медицины принадлежит Майе?
Майя: Это было совместное решение. Просто я сама из Китая приехала и хорошо знаю, что такое восточная медицина, что такое иглотерапия и так далее. И я сама все это на себе пробовала, когда занималась спортом. У меня также был врач, который хорошо помогал мне, профессионально.
– Майя, я наблюдала за вами. Вы встречаете и провожаете лично каждого пациента, отводите к врачам практически за руку…
Майя: Да-да, у всех спрашиваю «как дела?», «как лечитесь?». Пациенты очень довольны. Это главное.
Вячеслав: Майя сама по себе очень позитивный человек. Притягивает к себе улыбкой, открытостью. Конечно, многим пациентам это нравится. Она сама заходит, обязательно у каждого поинтересуется здоровьем. Бывает, дети у нас лечатся, она им подарки покупает, чтобы детки не плакали при лечении.
– Замечательно. И снова вернемся к старту. За какие деньги вы приобрели это помещение?
Вячеслав: Потратили около $200 тыс., это вместе с ремонтом.
– Деньги эти вы заработали в спорте?
Вячеслав: Да, заработали в спорте. Откладывали, сохраняли по необходимости, чтобы была та сумма, на которую мы рассчитывали при запуске. Когда открылись, не все, конечно, сразу пошло, такого, наверное, не бывает. Первые дни мы с Майей сидели в директорском кабинете и переживали: что-то пациентов совсем мало. Но потом постепенно стали давать активную рекламу в интернете, рассказывать знакомым. И знаете, все дальше пошло, можно сказать, по сарафанному радио.
– Сколько человек в день сегодня приходят в центр?
Майя: В день – 30-40 человек, даже больше.
Вячеслав: Это только сюда, во второй филиал в Калкамане тоже люди уже приходят, до 15 человек в день.
– Какие еще затраты были у вас при запуске бизнеса?
Вячеслав: Зарплатный фонд, приглашение врача, оплата налогов для найма иностранной рабочей силы, закупка оборудования. Сырье. У нас есть аппараты для похудения, по косметологии, те же банки, иголки, травы. Особенно дорого стоят травы, их у нас порядка 300 видов. В последний раз мы заказывали, потратили порядка $10 тыс. Привозим из Китая несколько раз в год, траты серьезные.
– Когда бизнес начал приносить прибыль?
Вячеслав: Вы знаете, у нас многие знакомые удивлялись, когда мы говорили, что уже с первого месяца не ушли в минус. Прибыль была сразу. Хотя у нас у врача хорошая зарплата, у девочек-массажисток. Уже оставались плюсовые деньги. С первого месяца обороты стали расти.
– Как вы думаете, это все благодаря бренду, вашему имени или это все-таки необходимость населения в тех услугах, которые вы оказываете? А может все вместе?
Вячеслав: Я думаю, что все вкупе. Многие знают Майю. Когда заходят в интернет, ищут иглотерапию, выходит центр здоровья Майи Манезы. Многие пациенты признавались, когда приходили: «Мы пошли именно к вам, потому что у вас есть имя, мы вам доверяем, знаем, что там не будет шарлатанов, проходимцев». У нас много случаев, когда приходили пары, которые не могли родить ребенка, обращались, лечились иглами, травами. В итоге недавно вот с малышом уже приходили, говорят, получилось после лечения у нас.
– Я посмотрела ваш прейскурант: у вас достаточно приемлемые, демократичные цены – от 5 тыс. до 8 тыс. тенге в среднем стоит массаж, 2-3 тыс. – диагностика. Как получается держать такие цены?
Вячеслав: Знаете, мы изначально решили установить демократичные цены. Они не самые низкие в городе, но и не самые высокие. Учитывая качество наших услуг, это средние цены по городу.
Майя: Мы хотим, чтобы у всех людей была возможность лечиться у нас.
– Можете озвучить цифры по чистой прибыли?
Вячеслав: Прибыль разная.
Майя: Да, по-разному. Один месяц можем много заработать, второй – мало.
Вячеслав: С одного филиала минимально $5 тыс. составляет чистая прибыль. Но она зависит от месяца. Может и в три раза превышать этот показатель.
– Майя, вы себя ощущаете бизнесвумен? Насколько легко было перестроиться, оставить штангу и заняться бизнесом?
Майя: Тут, в бизнесе, не тяжелее, чем в спорте. Спорт – это главное испытание в моей жизни.
Вячеслав: Спорт учит преодолевать трудности. Тренировки, травмы, психологические стрессы – все это тяжело. Когда мы ушли в бизнес, стало легче. Майя – очень деловой человек, очень идейная. Она подкидывает мне идеи, ищет кого-то постоянно в Китае, партнеров. Занимается подбором персонала, дисциплиной, это все на ней. У меня больше бумажная работа, банковская, административная. Если говорить об организации бизнеса, Майя – лидер.
– А как вам работается как супругам? И дома вместе, и на работе… Насколько вы совместимы в бизнесе?
Майя: Когда в бизнесе – это бизнес, когда дома – это уже семья. Стараемся не смешивать.
Вячеслав: Мы стараемся оставлять работу здесь. Дома обсуждаем, конечно, что-то, но не увлекаемся. В бизнесе нам сейчас даже легче, чем было в спорте. Тогда утром проснулись вместе, позавтракали вместе, пошли тренироваться, пообедали, то есть весь день вместе. А здесь, получается, дела разные. Майя едет в центр, у меня свои дела, стали реже пересекаться. Вечером видимся, и это для семейных отношений очень хорошо.
– А по спорту не скучаете?
Майя: Не скучаем (смеется).
Вячеслав: Нам нравится наблюдать, отслеживать. Следим, что происходит в мире тяжелой атлетики. Майя ездила на прошлый чемпионат мира в 2018 году. Я здесь остался, бизнес не бросишь ведь. В этом году планируем вместе съездить, чемпионат мира будет в сентябре, в Таиланде. Как раз бархатный сезон, хотим ребенка взять с собой и приятное совместить с полезным. Посмотреть чемпионат мира и отдохнуть немного.
– Как вы оцениваете то, что происходит с нашими спортсменами на фоне допинговых скандалов? Переживаете за наших спортсменов?
Вячеслав: Для нас самих это был удар, когда все произошло с нами. Много раз комментировал, скажу еще раз: мы прошли все допинг-контроли, в 2012-м порядка 10 допинг-контролей было и на самой Олимпиаде один. А через 4 года что-то обнаруживают. Извините, это, получается, лаборатория сама дискредитирует себя. Как вы тогда проверяли 4 года назад? Я не хочу даже заострять на этом внимание.
– Но это стало одной из причин, почему вы сделали выбор в пользу бизнеса?
Вячеслав: Нет, мы уже планировали завершать карьеру тогда, непосредственно перед этим допинг-скандалом. Хотели, чтобы Майя выступила на Олимпиаде, она была в хорошей форме и могла бороться за медали. А за 3 месяца до этого произошло все это, было неожиданно, буквально накануне Олимпиады. И никто ничего не смог сделать – ни юристы, никто ничего не доказал.
– С ребятами-спортсменами поддерживаете отношения?
Вячеслав: Конечно, мы общаемся со многими, практически со всей сборной. Особенно с теми, с кем вместе выступали. К нам сюда приходят Ниджат Рахимов, Илья Ильин, Зульфия Чиншанло. Дзюдоисты, борцы, легкоатлеты из национальных сборных приходят.
– По системе франчайзинга работать не планируете?
Вячеслав: Поступали предложения. Но у нас такой вид деятельности, когда важно оказывать качественные услуги. Кому-то давать франшизу, чтобы они заходили под нашим именем – большой риск. Пока мы думаем.