Казахстанский арт-рынок корректируется, картины известных художников Центральной Азии стали пользоваться спросом у среднего класса. И, как оказалось, покупатели предметов искусства начали сокращать свои бюджеты. О том, какие картины популярны у казахстанцев, какие из них чаще всего подделывают и как открыть аукцион и окупить его за несколько торгов – в интервью «Капитал.kz» рассказал основатель аукционного дома «BonArt» Максим Ткаченко.
- Как вам пришла идея открыть аукционный дом в Казахстане? Ведь вы ранее жили на Украине, затем в России…
- Действительно, последние несколько лет я занимался логистическим бизнесом в Москве, который никак не был связан с арт-рынком. И в один из дней мне захотелось что-то поменять в жизни. Волей случая с искусством меня связал мой друг, с которым мы учились еще в университете Украины на факультете электромеханики. На третьем курсе он бросил этот вуз иперевелся в Киевскую академию художеств. Как-то, навещая меня в Москве, друг попросил меня поездить с ним по галереям, чтобы изучить столичный арт-рынок. Постепенно я втянулся, мне стала нравиться эта сфера. В начале 2000-х мы с другом открыли галерею в Москве. К тому моменту у меня уже было второе экономическое образование. Для того, чтобы разбираться в изобразительном искусстве, я закончил годовую программу МГУ «Эстетика арт-бизнеса». Галерейный бизнес развивался достаточно успешно до тех пор, пока в 2008 году не наступил мировой кризис. Обороты галеристов, в том числе и наши, стали падать, и нам пришлось закрыть галерею. Но, несмотря на это, мы продолжали работать как арт-дилеры.
Как-то познакомился в Москве с предпринимателем, который вел свой бизнес и в России, и в Казахстане. Он меня пригласил посмотреть Казахстан, где я ни разу не был. Первым делом в Алматы решил пройтись по музеям, антикварным лавкам, галереям и посмотреть на работы, которые там представлены. Все меня воспринимали как покупателя, и я специально вошел в эту роль. В одной из галерей мне стали предлагать работы европейских художников в несколько раз дороже их реальной цены: к примеру, вместо $1 тыс. за $10-20 тыс. При этом меня убеждали, что «это величайшее творение художника». На тот момент я подумал, что такой перегиб цены– это простая случайность, единичный случай. Но я глубоко ошибался, в другой галереи мне стали предлагать картину соцреализма за $30 тыс., хотя ее адекватная цена не превышала $5 тыс. И такие ситуации многократно повторялись. Ко мне пришло понимание, что арт-рынок в Казахстане не отрегулирован, и что здесь есть возможности для цивилизованного ведения арт-бизнеса. У меня возникла идея проводить аукционы предметов искусства. На тот момент в Центральной Азии не было ни одного арт-аукциона.
- Как прошел первый аукцион?
- В 2011 году, когда состоялся первый аукцион, у меня не было понимания структуры арт-рынка, спроса. И, соответственно, торги были убыточными: на них было продано мало картин: не более 5-6. Но я получил опыт, познакомился с коллекционерами… Арт-бизнес очень консервативный, главное в этом деле — доверие. Человек, который участвует в аукционе, должен доверять галеристу, должен быть уверен в цене, которая установлена на произведение искусства.
- Сейчас вы через аукцион продаете также и книги, скульптуры... Можно ли говорить о том, что на них появился спрос?
- Не совсем так. В 2016 году мы решили попробовать продавать не только картины, но и декоративно-прикладное искусство, книги. У нас было желание прощупать спрос и посмотреть, что будет востребовано. И, знаете, наши ожидания оправдались. Сейчас через наши аукционы, можно приобрести картины, антикварные книги, предметы декоративно-прикладного искусства, например, часы. Кстати, в последнее время стали чаще спрашивать кабинетную бронзу. И это объяснимо, ведь мелкая пластика, к примеру, XIX века, подчеркнет не только статус владельца кабинета, но и наличие у него изысканного вкуса.
- Расскажите подробнее, как прошел первый аукцион с книгами?
- На первом книжном стринге аукциона из 10 лотов было приобретено 5. И постепенно мы стали узнавать потребности аудитории. Восток дело тонкое, интересы публики не угадаешь, пока не попробуешь ей что-то предложить. Порой, выставив какую-то книгу на торгах, думаешь, что она сразу же будет куплена на аукционе, а в итоге она остается не востребованной или наоборот. Иногда не сложно угадать, что будет пользоваться спросом.
- Какие книги у вас представлены?
- Разные: исторические, специализированные – по нефти, по энергии ветра, рыболовству, археологии, есть также сказки. Все они в основном подобраны под регион Средней Азии, датируются серединой ХIХ-ХХ веков. Их стоимость варьируется от $200 до 10000.
Встречаются очень удивительные произведения, например книга «Синее знамя» М. Гранстрема 1906 года. Данное издание представляет собой перевод повести французского писателя Л. Кауна, которая была издана в 1877 году. В книге рассказывается о завоевательных походах Чингисхана, его победах и поражениях, многолетних скитаниях по разным странам. В одной из глав есть описание города Алматы: «В город Алматы (ныне Верный) вела прекрасная широкая дорога, усаженная высокими тополями». То есть тогда, в 1877 году, уже было упоминание Алматы — это просто фантастика. Цена на эту книгу – от $3 тыс.
Например, «Уйгурские народные сказки», 1951 года можно купить на нашем аукционе по цене от 200 долларов. Стоимость книги зависит от ее ценности, уникальности, ее состояния и других факторов.
На фото: Книга, «Синее знамя», где упоминается город Алматы
- Какое издание у вас самое дорогое?
- Одна из самых дорогих и ценных – книга-альбом польского художника Бронислава Залесского «Жизнь киргизских степей» 1865 года. Цена стартует от $7 тыс., тираж – 500 экземпляров. В альбоме размещена 21 гравюра. Если, к примеру, каждую из них продать отдельно, то за альбом можно выручить минимум в два раза больше. Но так как это ценный артефакт, конечно, мы его ни в коем случае не разбираем по частям.
На фото: Гравюры из книги-альбома «Жизнь киргизских степей», Бронислав Залесский, 1865 год. Цена стартует
от $7 тыс.
- Какие тренды вы наблюдаете на арт-рынке?
- У нас около 95% всех покупок осуществляется для того, чтобы купленную вещь подарить. Обычно предметы живописи дарят на дни рождения. Картина – это очень хороший подарок, ее можно считать инвестицией. Главное – подобрать правильное произведение по адекватной, а не по завышенной цене. Через время, через 5-10 лет картину можно продать дороже, точно не дешевле. Есть примеры, когда работы художников за 2-3 года дорожали в два раза.
Стоимость наших картин: от $500 до $100 тыс. В последнее время спросом стали пользоваться работы в ценовом диапазоне $1-2 тыс. То есть можно говорить о том, что среди покупателей появился средний класс. Сейчас средний чек по картинам составляет $5-10 тыс. Люди стали понимать, что лучше купить оригинальную картину, а не новодел. Приобретенные на нашем аукционе картины или книги к нам ни разу не возвращались – не перепродавались. Кстати, заметно, что посетители аукционов, нашей галереи стали снижать подарочные бюджеты на картины.
- Расскажите о более востребованных картинах…
- Высоким спросом пользуются работы казахских художников. Впрочем, это неудивительно: в России высок спрос на картины русских художников, на Украине – украинских. Казахстанцы хотят видеть на картинах что-то свое, родное, знакомый быт, степи, горы. И это нормально. В основном работы местных художников были созданы после ВОВ, соответственно их не так много. Большинство из таких картин в музеях, разошлись по коллекционерам. Мы, например, также работаем с наследниками, которым кто-то когда передал картины.
- Какая картина в вашем пуле одна из самых дорогих?
- Одна из самых дорогих картин – «Перекочевка. Туркестан» русского живописца (он большую часть своей жизни жил в России) немецкого происхождения Рихарда-Карла Зоммера. Работа была написана в 1900-начале 1910-х, на торгах она торгуется в пределах $80-120 тыс. Цены на картины этого художника стартуют от $20 тыс.
Зоммер с 1884 года учился в Петербургской академии художеств в качестве вольнослушателя. В 1894 году он переехал в Среднюю Азию и проработал тут почти 15 лет. Позже переехал на Кавказ в город Тифлис (ныне Тбилиси) и продолжил там писать картины на тему Средней Азии, потому что на тот момент они были более востребованы. Зоммер был довольно плодовитым художником, он работал каждый день. Его картины ценятся потому, что они отчетливо передают быт среднеазиатских и закавказских народов, батальные сцены. И, естественно, на его работы высокий спрос. Ценность картин Зоммера проверена временем, им более 100 лет, они востребованы как в России, так и в Европе.
Например, его картина «Перекочевка. Туркестан» была опубликована еще при жизни художника в 1913 году в иллюстрированном художественно-литературном журнале Искры и была признано одним из лучших произведений Осенней выставки 1913 года в Академии художеств в Санкт-Петербурге.
На фото: Картина «Перекочевка. Туркестан», Рихард-Карл Зоммер, 1900-начало 1910-х
- Вам удалось продать работу «Перекочевка. Туркестан»?
- Пока нет, не хочу с ней расставаться, она мне очень нравится. Но мы продавали картины Зоммера и за $60-70 тыс.
- Кто участвует в торгах?
- В основном коллекционеры и крупные предприниматели. Коллекционеров немного, их можно пересчитать по пальцам. Наши картины вполне доступны, потому что стоимость на них начинается от $500, шаг торгов – 10%. При аукционе работает галерея, через нее можно приобретать картины хоть каждый день. Наши аукционы проводятся только два раза в год, обычно на них нет ожесточенных схваток, потому что сам по себе арт-рынок Казахстана невелик. Бывает, что даже на два аукциона в год сложно найти картины, потому что на каждый аукцион стараемся не повторяться с работами. Нужно учесть, что спрос на казахских художников больше, чем на других, и мы ищем именно их работы. Торги у нас проходят по английскому методу, на повышение, поэтому мы стараемся предложить для старта самые привлекательные минимальные цены.
- Можете назвать известных личностей, участвующих в аукционах?
- Наш частый гость глава Astana Group, коллекционер Нурлан Смагулов, он достаточно хорошо разбирается в изобразительном искусстве. На наших первых торгах он приобрел две картины. У него также в приоритете казахстанские художники, классики. Нурлан очень избирателен в покупках.
Например, у нас была выставлена на торги работа одного из самых востребованных художников Казахстана Молдахмета Кенбаева «Кошмоделие» 1958 года, размером 50x50 см. Мы с трудом нашли эту работу, уговорили ее владельцев установить на торгах как можно ниже цену, чтобы вызвать к ней интерес. Ее стартовая цена была 6 500 долларов. Смагулов купил эту работу, по стартовой цене, больше желающих на тот момент не нашлось. Это было около пяти лет назад, картина на тот момент продалась на 30% ниже рыночной цены. Сейчас она минимум стоит в два раза дороже —более 14 тыс. долларов.
- Какую комиссию вы берете с продажи изделия?
- С продавцов мы берем 15% от цены с молотка. На аукционах в Москве комиссия составляет 15-20%, в Европе – 25-30%. В основном картины, книги мы не покупаем, а берем на комиссию.
- Можно ли сказать, что деятельность вашего аукционного дома окупилась?
- Конечно, он стал прибыльным довольно быстро. На небольшую прибыль мы стали выходить со второго, третьего аукциона. И, не стоит забывать, что параллельно у нас работает галерея, где также можно купить картины круглый год.
-Вернемся к картинам, их подделывают?
- Естественно. Самые подделываемые художники – самые дорогие и самые востребованные. Топ-3 художников, картины которых чаще всего подделывают: Сергей Калмыков, Абылхан Кастеев и Николай Хлудов. К примеру, работы художника-авангардиста Калмыкова ценятся, потому что в то время, когда все писали соцреализм, этот мастер выработал оригинальный стиль живописи – «фантастический экспрессионизм».
В целом оценку картин мы производим сами, исходя из рынка. А вот подлинность картин мы проверяем в музее им. Кастеева или у музейных экспертов в Москве, Санкт-Петербурге.
Кстати, по картинам Калмыкова мы производим экспертизу в Государственном русском музее в Санкт-Петербурге. Там делается рентген картины, где видны подготовительный рисунок и нижележащие слои красок, проводится химический анализ краски, который позволяет установить дату создания произведения. Экспертиза в Москве стоит в пределах 30-60 тыс. рублей.
В музее им. Кастеева, к сожалению, проводится только визуальная экспертиза, эксперты определяют подлинность на глаз сравнивая их с эталонными картинами из своих фондов. Остается риск возникновения ошибки.
Если же говорить о Кастееве, то его работы тоже часто подделывают. Видите ли, его картины маслом пользуются большим спросом, чем акварельные, потому что их на арт-рынке сложнее найти. Но наши клиенты хотят покупать только крупноформатные работы маслом, а не небольшие акварели – так, по их мнению, презентабельнее. И если есть спрос, то будет и предложение. Найдутся же умельцы, которые подделают картины, написанные маслом. А многие готовы платить за такие «якобы оригинальные работы» и $100-150 тыс. Уточню, работами Кастеева и Хлудова мы не занимаемся: их очень мало на рынке и на них неадекватная цена.
Кстати, экспертизу на картины, тоже подделывают, но ее подлинность можно подтвердить в музее, где ее делали — отправив туда запрос.
- Насколько сложно вывезти предметы искусства из РК?
- В страны ЕАЭС – без проблем. Можно просто отправить курьерской службой.
- Как вы считаете, вырастет ли спрос на арт-предметы?
- Если не будет каких-то глобальных потрясений, если у нас планово пройдет транзит власти, то мы надеемся, что спрос на картины, антикварные вещи будет расти. Мы и сейчас уже замечаем, что люди начинают тянуться к искусству. Повторюсь, приобретая качественное произведение живописи, вы не тратите деньги, а инвестируете их. Искусство вечно.