Бизнесмены, решившие заняться социальным предпринимательством, не ставят заработок основной целью. Такие люди через коммерческий подход решают социальные проблемы, балансируя на стыке благотворительности и традиционного бизнеса. При этом не стоит путать социальное предпринимательство с благотворительностью, ведь коммерческая составляющая в этой сфере помогает проектам оставаться на плаву и быть самоокупаемыми. Молодая бизнесвумен Мадина Мачанлин, оказавшись однажды в непростой жизненной ситуации, начала предпринимательскую деятельность с общественного проекта «Маргис». Она помогает женщинам из необеспеченных семей и с ограниченными возможностями улучшить качество жизни, обучает их рукоделию и показывает возможные пути заработка. Об особенностях работы в социальном бизнесе Мадина Мачанлин рассказала корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz.
От безработной до предпринимателя
Я не случайно начала заниматься именно социальным бизнесом. У меня есть две младшие сестренки с диагнозом ДЦП тяжелой формы. Старшей 22 года, младшей 8, они обе не ходят. Видя, как мучается моя мама, я стала замечать, что ее интерес к жизни гаснет. На тот момент я увлеклась психологией и познакомилась с девочками, которые работали в этом направлении. Они занимались тем, что помогали женщинам - морально, с поиском работы, всячески возвращали интерес к жизни. Мы решили создать проект для мамочек с детьми-инвалидами. Позже начали работать с матерями-одиночками. На тот момент мой брак тоже распался, я не работала. Как-то нужно было содержать семью. С самого детства я вяжу. Когда брак распался, я знала, чем буду заниматься.
Я начала вязать пинетки, шапочки. Сидя дома, три года назад зарабатывала 120 тыс. тенге. Это была среднестатистическая зарплата. Позже устроилась на работу, на рукоделие практически не осталось времени. После основной работы я стала обучать женщин, которые хотели присоединиться к нашему проекту, рукоделию. Я им давала заказы. Обучала бесплатно, мысли, что на этом нужно заработать, не было. Спустя время ученицы решили, что если откладывать часть вырученных с продаж денег, то проект можно развить и привлечь больше девушек.
«Маргис»
Уже в августе был создан проект «Маргис». Пошли хорошие заказы. Моей целью было сделать своих выпускников отдельной ячейкой социального предпринимательства, чтобы они не выпускались под нашей маркой, а создали свою. Я их обучаю не только шитью и рукоделию, но и тому, как делать бизнес, направляю на открытие своего ИП, обучаю менеджменту. Так они смогут думать более масштабно. Ведь на одном производстве вязаных вещичек много не заработаешь, поэтому я ориентировала учениц на пошив одежды и постельного белья, на массовое производство.
На мой взгляд, домохозяйка может получать хорошие деньги, это самая эффективная работа. Сейчас работаю над тем, чтобы девушки, которые к нам приходят, стали думать более глобально и не зацикливались на границе 100 тыс. тенге. У многих получается, после моего обучения они становятся независимыми, работают только на себя.
В марте мы будем принимать участие в конкурсе, чтобы выиграть грант от Палаты предпринимателей. Это даст проекту толчок к развитию, сможем разработать сайт, запустить рекламу. Хотим работать с людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, планируем начать работу с пожилыми.
О прибыли
С одной своей работы девушки зарабатывают до 10 тыс. тенге. На каждый товар установлены стоимость и себестоимость. Готовые изделия продаем в соцсетях. Это увеличивает охват аудитории в четыре раза. В среднем процент маржи на каждое изделие – 100-150%. Те, у кого амбиции поменьше, составят 20-30%. Им я сразу объясняю, что их работы по заниженной стоимости брать не будут. Зачастую люди ищут то, что качественно. Увидев более дорогое изделие, возьмут его, потому что будут думать, что оно качественнее. Так устроена психология людей.
На этом проекте пока не зарабатываю, весь доход отдаю своим ученицам. Хочу его усовершенствовать и сделать так, чтобы сначала девушки обучались бесплатно, но после того как начнут зарабатывать, смогли отдавать некоторую сумму. Если выиграем грант от "Палаты предпринимателей", этих денег хватит на развитие. А я уже твердо решила, что развиваться нужно. Социальное предпринимательство не всегда должно быть бесплатным и недоходным. На нем тоже можно заработать деньги, пусть и небольшие. Допустим, мастер класс по вязанию, будет стоить в районе 5000 тенге. Такая цена окупит стоимость материалов. Пошив кукол - 9000 тенге. На них очень дорогие материалы. Курсы по тайм-менеджменту и бизнес планированию - 7000 тенге. Курсы по фотографии - 10 000 тенге. Есть еще разные курсы, и их стоимость варьируется от 5 до 15 тыс. тенге. Это позволит окупать аренду и материалы.
Сейчас я хочу подключить к ведению курсов своих девочек, и стоимость повысится на 1-2 тыс. тенге. Таким образом они смогут дополнительно заработать.
Социальный рынок
На курсах в «Атамекен» мне сказали, что можно шить одежду для недоношенных детей, т.к. в Казахстане эта ниша недостаточно развита. Изучив рынок, я увидела, что товаров для адаптации таких детей нет. Поэтому мы начали шить люльки, так называемые инкубаторы. Оказалось, что они пользуются хорошим спросом. Очень важно, чтобы внутри них была натуральная шерсть. Она создает раздражение для нервных окончаний ребенка, так малыш развивается. Работы еще много, мы только начинаем. Нужно еще получить патент на всю продукцию. Для этого необходимы деньги и средства. Но основной наш девиз - «Нет ничего невозможного».