Алматы выгоден для бизнеса: для этого создана инфраструктура, есть возможность на льготных условиях арендовать участки, получить налоговые преференции. Об этом аким города Бауыржан Байбек сказал во время форума Almaty Invest.
«В Алматы выгодно строить бизнес с точки зрения капитальных и операционных издержек. Развитие города реализуется на принципах транзитно ориентированного подхода и „люди к инфраструктуре“. На льготных условиях предоставляются земельные участки с готовой транспортной и инженерной инфраструктурой», — сказал Бауыржан Байбек.
Одна из таких площадок — Индустриальная зона, которая занимает 490 га и где реализуются более 40 крупных проектов на 600 млн долларов. Уже сегодня на каждый тенге госинвестиций приходится 5 тенге частных инвестиций. Запущенный только в этом году японский завод металлоизделий компании Tokyo Rope Almaty получил в листинге Токийской фондовой биржи рейтинг ААА+.
В Свободной экономической зоне «Парк инновационных технологий» созданы благоприятные условия для высокотехнологичных компаний на площади 163 га. Существует упрощенный порядок найма работников, имеются таможенные и налоговые льготы. СЭЗ может стать кластером для точного машиностроения, медицины, биотехнологий.
«В реализацию Послания главы государства мы активно развиваем „экономику простых вещей“. К примеру, до конца года будут запущены проекты KazTigerTape по производству скотча и пленки, КЕЛЕТ по строительству газовых котлов, завод „Интер Мульти Сервис“ по производству картона и бумаги», — отметил Бауыржан Байбек.
Особое внимание уделяется реализации инфраструктурных проектов в транспортной сфере. В городе передвигаются около 700 тыс. автомобилей, и, согласно экспертным оценкам, ежедневные потери экономики Алматы от пробок составляют более 600 млн тенге, или почти 2% от ВРП в год.
«Поэтому комплексная транспортная реформа направлена на повышение качества общественного транспорта, улучшение экологии и снижение издержек для бизнеса», — подчеркнул аким мегаполиса.
За последние 10 лет в городе построено более 30 транспортных развязок, в ближайшее время будут введены еще три, что завершит формирование малого транспортного кольца. Кроме того, на принципах ГЧП начато строительство Большой Алматинской кольцевой дороги. Этот масштабный проект стоимостью порядка 1,4 млрд долларов сделает город узлом в транспортном коридоре «Западная Европа — Западный Китай», разгрузит город почти на 40 тысяч автомобилей в сутки. Обслуживание этого большого проекта создает хорошие инвестиции для сервисных компаний.
Начата реконструкция двух железнодорожных вокзалов. За счет частных инвестиций планируется модернизация аэропорта с увеличением пропускной способности в 2,5 раза, до 13 млн пассажиров в год.
Впервые в стране организована линия BRT, сократившая на 32% время в пути для общественного транспорта. Открыт завод Falcon Eurobus по сборке электроавтобусов 3-го поколения, получивший международную сертификацию.
Самые крупные проекты для инвестиций в транспорт — это метро и ЛРТ. По механизму ГЧП совместно с ЕБРР завершается первый этап конкурса по проекту ЛРТ протяженностью 23 км. Запуск только двух новых станций метро позволит увеличить пассажиропоток в два раза, до 86 тыс./чел. в сутки.
«Мы системно модернизируем городскую среду по принципу „Город для людей“. По современным стандартам модернизировано уже две трети исторического центра, расширяются тротуары и зеленые зоны. На новых пешеходных улицах посещаемость заведений увеличилась на 40%, торговый оборот вырос в 1,5 раза», — добавил он.