Легкая промышленность в текущем году показывает активный рост, сообщила аналитическая служба Finprom. За январь-март производительность выросла на 17 процентов.
При этом единственным сектором, где доминируют отечественные производители, остается выпуск сырья для текстиля из казахстанского хлопка. Что касается верхней одежды, обуви и трикотажных изделий, этот рынок почти стопроцентно занят импортом.
Редкое исключение — спортивная и дизайнерская линии сегмента спорт-шик от казахстанского бренда Zibroo. Елена Свечникова, владелец бренда и генеральный директор компании КазСПО-N, рассказала «Капитал.kz» о беззащитности отечественного производителя на рынке Казахстана, стремлении работать в европейской конкурентной среде, адаптации одежды для экстремальных условий к столичным морозам и открытии шоу-румов бренда в Москве и Милане.
Дизайн стоит денег
Продавать свою спортивную одежду европейскому искушенному потребителю — это, определенно, вызов для казахстанского производителя. Тем более речь идет об одежде разряда спорт-шик, сочетающей практичность и роскошь. Очевидно, понимание этих терминов в Казахстане и Европе отличается.
Любой производитель обречен нести «печать» ментальных особенностей рынка, на котором он работает. Чтобы выйти за границы возможностей, к работе над каждой сезонной линией одежды компания нанимает европейских консультантов. «Для разработки сезонной коллекции мы привлекаем иностранного консультанта. Его услуги стоят 5 тысяч евро, с учетом командировочных расходов — 6 тысяч, — рассказывает Елена Свечникова. — Консультант работает с командой наших дизайнеров: верное ли направление выбрано, какие ткани использовать, элементы дизайна».
Когда линия создана, ее надо правильно представить рынку. «Производитель должен ездить на выставки два раза в год, с коллекциями весна-лето и осень-зима. Мы представляли одежду в Германии, в Милане, в Москве. Средняя стоимость участия в выставках одинаковая: примерно 2 миллиона тенге плюс командировочные расходы. Я сейчас не называю затраты на производство, у нас есть все передовые технологии для этого. Это большие инвестиции, которые начинающий дизайнер не сможет осилить, — говорит Елена Свечникова. — Участие в европейских выставках необходимо, чтобы почувствовать, насколько этот рынок потенциально наш. На выставке дизайнерской одежды Collection Premiere Moscow у нас появились 100 потенциальных партнеров».
Инструмент, который помогает производителю быть ближе к конечному потребителю — система шоу-румов. Zibroo открыла представительский офис в Москве, скоро открывается шоу-рум в Милане.
«Европейский рынок для меня это не столько возможность заработать, сколько школа европейского стиля дизайна. В Милане открываемся летом, сейчас стадия подписания договоров, обсуждения деталей. Будут совместные проекты и по дизайну, продвижению, маркетингу, — рассказывает Елена Свечникова. — Для меня это возможность профессионального общения и роста, возможность глубокого понимания желаний европейского потребителя, реальная школа модельного дизайнерского бизнеса. Какая будет экономическая составляющая, меня пока не интересует».
Неспортивное поведение конкурентов
Мы обсуждаем особенности внутреннего казахстанского рынка. «Реальные наши конкуренты — это Adidas, Nike, Lotto. Есть реальные критерии оценки конкурентоспособности компании. Главный показатель — быстрое производство высококачественного продукта, соответствующего требованиям заказчика. Мы можем перестроиться на другой ассортимент в один-два дня. В компании работают 200 человек, автоматизированы все процессы производства, никакой текучки в инженерно-техническом составе. Есть собственная школа подготовки кадров, поэтому я не понимаю, когда говорят, что с кадрами на рынке проблема, — рассказывает Елена Свечникова. — Главная проблема — мелкие компании, которые воруют наши идеи. Едва мы запускаем линию одежды, как на рынке появляются копии. Всегда проще взять готовую модель, отшить в Китае или в Бишкеке, и продавать. И я не могу подать на них в суд — в легкой промышленности защита интеллектуальной собственности невозможна. Достаточно написать другой бренд, использовать другой оттенок ткани, поменять деталь — и все, это их продукт. Эта история уже переходит грань эмоций».
Экстремальная одежда для столичных погодных условий
Обращаю внимание на образцы деталей верхней одежды, занимающих часть рабочего стола Елены Свечниковой. Беру их в руки и не обнаруживаю привычных швов. Оказывается, это экспериментальные образцы разработки пуховиков — компания взялась за разработку линии зимней верхней одежды на основе моделей для экстремальных условий. «Мы хотим технологии для реальных экстремальных условий применить в одежде для населения. Главные проблемы, которые сейчас решаем — миграция пуха внутри изделия и „холодные“ швы, ведь в месте шва нет пуха, и поэтому продувает. Мы приобрели оборудование, которое решает эти проблемы. Потенциально рынок для подобных изделий большой: это и Россия, и Европа», — комментирует Елена Свечникова.
От Юдашкина до оборонзаказа и спорт-шика
Бренду Zibroo всего два года, и может показаться странным, что за столь короткий срок он набрал столь дерзкий потенциал и планы по расширению в Европе. Но за ним — 30-летняя история компании Елены Свечниковой, в которой производство дизайнерской одежды — лишь вершина айсберга.
Начинала Елена Свечникова, — дизайнер одежды и конструктор, выпускница Московского института легкой промышленности, где училась у Зайцева и Юдашкина, — с производства одежды для рабочих нефтегазового сектора. «Сейчас ситуация стабильна, последние пять лет растем на 20−30 процентов ежегодно. Но когда я начинала 30 лет назад, никакой философии не было, просто надо было зарабатывать», — говорит она.
И до сих пор половина продукции компании — это дорогая рабочая одежда. «Работаем только с проверенными поставщиками сырья, наша одежда получает сертификацию в европейских лабораториях качества, — рассказывает Елена Свечникова. — Прошло 10 лет, и стали работать по оборонзаказу, выпускать военную одежду, она сейчас занимает 30% нашей продукции. И еще 12 лет спустя запустили спортивную линию, это 20%».
Два года назад бизнесвумен поняла, что все направления работают, и она может заняться дизайнерской линией одежды. «Не от хорошей жизни мне приходится вести все четыре направления, планомерной гарантированной работы на рынке нет, а без нее невозможно создать и удержать хорошую производственную команду. Даже с нашим уровнем очень легко проиграть тендер, потому что главное условие победы — низкая цена, никого не интересуют реальные возможности производства. Поэтому мы начали заниматься спортом, работой на розницу. Но без поддержки корпоративных клиентов это направление самостоятельно бы не выжило. Мы еще не перешли на стадию развития, когда ретейл-проект может быть самостоятельно финансово стабильным», — резюмирует она.