В «лапшичный бизнес» Рамина Таипова пришла без какого-либо опыта в этой сфере. Идея открыть собственную компанию появилась в тот момент, когда на рынке было не спокойно: девальвация, а затем плавающий курс дали понять — пора искать для себя новое поле деятельности. Не имея опыта ни в приготовлении еды, ни в создании сети, она и ее партнер по бизнесу, бывший банкир, обратили внимание на сеть паназиатских лапшичных Wokker, которые были популярны в России. После непродолжительных переговоров Wokker появился в Казахстане, а Таипова на пару с партнером обзавелись собственным бизнесом. О том, как чувствуют себя на рынке паназиатские рестораны, «Капитал.kz» рассказала соучредитель сети паназиатских лапшичных Wokker в Казахстане Рамина Таипова.
В поисках идеального бизнеса
Когда мы начинали, ни у меня, ни у моего партнера не было никакого бэкграунда в этой отрасли. Мы долгое время работали в различных сферах, а мой партнер — в банке. Он запускал различные финансовые компании. В какой-то момент рынок сильно пошатнулся, мы решили, что нужно сменить наш основной профиль деятельности. Тогда же встал вопрос о том, куда именно нужно уходить. На предложения на рынке смотрели из расчета самой высокой маржи и того, что сейчас востребовано на рынке. Как раз из-за этого выбор мы остановили на фаст-фуде. Стали просматривать предложения и франшизы, даже рассматривали международные франшизы, но такие компании предъявляли достаточно высокие требования к первичному капиталу и опыту франчайзи. Тогда было решено остановиться на российской франшизе Wokker. Во-первых, здесь сразу отпадал языковой барьер, ментальность, да и сами рынки у нас схожи. Несмотря на то, что мы территориально ближе к Азии, вкусовые предпочтения у нас схожи с российским рынком. Для нас франшиза здесь была удобней, так как у нас не было опыта и его было проще купить, чем нарабатывать. Еще одним аргументом было то, что франшиза на российском рынке работала уже восьмой год и прошла успешно как минимум один цикл кризиса у себя в стране.
Вообще, у рынка питания есть некая эволюция, которая выглядит так: сначала на пике местная кухня, затем появляется японская кухня и потом уже идет паназия и мексиканская кухня. В нашем случае на рынке уже есть достаточно предложений по суши и роллам. Получается, что эволюционно будет набирать обороты паназиатская кухня. Если рассматривать рынок еще уже, то в паназиатской кухне лапша в коробочке становится трендовой, так как это очень удобно. На наш взгляд, люди сейчас хотят меньше тратить времени на выбор того, что поесть, и сам процесс употребления должен быть удобным. В этом плане, так сказать в духе современного города, WOK-лапша в коробочке подходит идеальным образом.
Требования по контракту
Мы поехали в Москву, чтобы встретиться с командой Wokker, но у нас была задача не только поговорить с ребятами, но и провести интервью с их партнерами, получить информацию с «полей». Сделано это было для того, чтобы понять, как остальные франчайзи чувствуют себя на рынке. Получив положительные отзывы от франчайзи, мы окончательно решили открывать собственный ресторан в Казахстане. Изначально мы запрашивали у компании франшизу на всю территорию страны, но чтобы этого добиться, нужно было выполнить ряд требований. Пока у нас только одна точка и в такой, так сказать, малой представленности мы не можем диктовать свои требования. Конечно, в ближайшей перспективе покрытие всей страны.
Мне понравилось то, что у Wokker достаточно гибкая политика и прямой диалог с франчайзи, так как это обычно редко бывает у остальных франшиз. Да, у нас есть строгие требования и регламенты по кухне, подаче, оформлению и прочим аспектам повседневной работы, но в остальном, как, например, выбор поставщиков, они более-менее лояльны. Компания не обязывает тебя заключать договоры с одними и теми же поставщиками оборудования, услуг и продукции (сырья). Ты, как франчайзи, можешь найти более приемлемых поставщиков на местном рынке и, если Wokker одобрит качество продукта, работать с ними. Если говорить об упаковке, то 90% мы закупаем у самой компании, но практически все сырье у нас местное — 85%. Основная себестоимость любого вока — это мясо, так что нам нецелесообразно привозить из России, чтобы потом использовать его у нас. Это дорого, далеко, да и пока оно будет храниться в холодильниках, потеряет свои вкусовые качества.
Непрямые конкуренты
Планируя открывать ресторан по франшизе, нужно обязательно закладывать определенный период, когда заведение будет работать в убыток. Безусловно, франшиза позволяет минимизировать массу рисков, с которыми предприниматели могут столкнуться, если бы открывали что-то самостоятельно, так сказать, «с нуля». Кроме того, нельзя открывать заведение на последние деньги. Все потому что на старте достаточно сложно предвидеть все риски, с которыми можно впоследствии столкнуться. Ну и, конечно, бизнес требует больших жертв вашего времени, особенно на старте, когда масса ежедневных процессов «шлифуется». Со своей стороны мы закладывали 4 месяца, когда мы будем работать себе в убыток. Если говорить о сроках окупаемости, то, по нашим расчетам, нам нужно еще два года, чтобы отбить вложенные средства.
Нашими конкурентами остаются все те, кто представлен на фуд-корте, но прямой конкуренции по воку у нас нет. Когда мы искали место для нашей первой точки, не все торговые центры были согласны дать нам место, боялись, что мы составим сильную конкуренцию для аналогичных точек. Нам так и говорили: «У нас уже есть такой продукт, и мы бы не хотели, чтобы с вашим приходом мы потеряли действующего партнера».
Изначально мы должны были открываться в ТРЦ Forum Almaty, мы даже подписали индикативное соглашение о том, что мы занимаем определенное место на их фуд-корте. Но запуск ТРЦ затянулся, и мы открылись в Mega Park, который нам идеально подошел по проходимости. Когда подходишь к выбору ТРЦ, необходимо учитывать его специфику, которая у каждого своя: есть места, куда люди ходят для шопинга, а есть места для развлечений.
Добавить соуса
За саму франшизу мы отдали 5 млн тенге. Кроме этого, на приобретение оборудования, ремонт, оборотные средства и остальные первичные расходы у нас ушло порядка 40 млн тенге. В данный момент мы просим Wokker разрешить нам ввести в меню свой собственный соус, разработанный нами самостоятельно. Нам кажется, что нашим гостям, в отличие от российского рынка, нужен более яркий вкус. Наверное, это объясняется тем, что проникновение китайской кухни у нас намного сильнее, чем в России. У самого Wokker девять уникальных соусов, но мы хотим создать наш более насыщенный и оттененный китайскими специями вкус, для этого мы пригласили казахстанского ресторатора Юрия Пааля, который должен помочь нам в этом. Вообще, известность Wokker в Казахстане пока только набирает обороты. Мало кто знает, что это российская сеть с чуть ли не 10-тилетней успешной историей.
У ресторана каждые полгода обновляется меню. Тем самым мы пытаемся удержать постоянных гостей. Могу сказать, что у нас прирост выручки за проработанные 12 месяцев составил 15−20%. Сам тайминг для открытия заведения был не самым лучшим с точки зрения экономики, но удачным с точки зрения конкуренции, чтобы набрать хорошую узнаваемость, когда рынок потеплеет. Мы ожидаем потепления рынка через год-два, как раз к этому времени мы станем достаточно узнаваемыми и более представленными. В идеальном сценарии мы планируем открыть еще две точки в Алматы, одну в Астане, а также пока изучаем регионы.