USD
448.89₸
+0.080
EUR
477.93₸
+1.110
RUB
4.76₸
-0.010
BRENT
86.90$
+0.040
BTC
61203.90$
-445.200

Что необходимо знать при выводе бренда на рынок Казахстана

Эксперт по развитию бизнеса Музаффар Мадалиев рассказал о ключевых моментах при подписании договора франчайзинга в сфере fashion-ретейла

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

Эксперт по франчайзингу и развитию бизнеса Музаффар Мадалиев вывел на рынок Казахстана такие бренды, как New Yorker, Jack & Jones, Name it, Marc O'Polo, Digel, Pepe Jeans London, Calvin Klein Jeans и Vero Moda. Сейчас он по контракту с казахстанскими ретейлерами ведет переговоры с четырьмя брендами из сегмента начального премиума. Эти бренды не присутствовали на казахстанском рынке ранее. Их ближайшие конкуренты – Lacoste, Tommy Hilfiger, Calvin Klein Jeans. В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz спикер также поделился ключевыми моментами, которые нужно учитывать при подписании договора франчайзинга, рассказал, сколько времени занимает процесс переговоров и что в первую очередь предпринимать франчайзи (покупателю франшизы – Ред.) в случае форс-мажора.

- Музаффар, расскажите подробно про процесс вывода франшизы на новый рынок. Какие для этого нужны ресурсы помимо денежных?

- Существует два типа клиентов, которые претендуют на франшизу. Первые – профессиональные ретейлеры, которые имеют в своем портфеле не один бренд и, как правило, работают на рынке более 5 лет. У них взвешенный и деловой подход. Они рассматривают франшизу в первую очередь как бизнес, который должен быстро окупиться. Такие клиенты также включают меньше эмоций в работу.

Ключевые параметры для профессионального ретейлера – насколько силен международный бренд на своем собственном рынке и какое у него количество магазинов в целом по миру. Желательно, чтобы бренд присутствовал в странах Восточной Европы и до недавнего времени – в России. Потому что профессиональному ретейлеру нужно экстраполировать продажи на свой собственный рынок – понять, с каким дисконтом к европейскому рынку этот бренд будет продаваться в Казахстане. Дисконт считается к товарообороту на квадратный метр в год – это один из важных показателей в ретейле. Если, условно, во Франкфурте у бренда Hugo Boss товарооборот на 1 квадратный метр составляет 10 000 евро в год, то эти цифры, как правило, будут ниже в Алматы и Астане, учитывая нашу покупательскую способность. Задача ретейлера – правильно выбрать бренд и верно построить прогноз по оборотам в процессе ведения переговоров, ещё до подписания договора франчайзинга.

Практика показывает, что те бренды, которые благополучно оперировали на наиболее близких к нам рынках, становятся успешнее в странах Центральной Азии по сравнению с теми брендами, которые присутствуют, например, только в нескольких странах Западной Европы. Эти компании обычно существенно меньше и не готовы к продаже франшиз. Непрофессиональные ретейлеры – те, у кого просто есть капитал и которые пришли в этот бизнес, исходя из эмоциональных мотивов – как раз выбирают такие небольшие европейские бренды. Например, человек был в Риме или Париже, ему понравились вещи какого-то бренда, он купил их себе и родным. И решил открыть такой магазин в своей стране. Это и есть второй тип клиентов. Они не смотрят на количество магазинов или успешность бренда. Такие клиенты принимают решение о начале переговоров по франшизе импульсивно, только потому что им понравился какой-то бренд, у которого может вообще в принципе не быть франчайзинговой программы. Как правило, так и происходит. У нас на рынке хватает мелких, непонятных брендов второго, третьего эшелона.

Что необходимо знать при выводе бренда на рынок Казахстана 2029170 - Kapital.kz

- Получается, небольшие бренды идут им навстречу и продают свои франшизы?

- Для менеджмента любого бренда открыть магазин в зарубежной стране – это большие бонусы. Но непрофессиональные ретейлеры понятия не имеют, что такое финансовое планирование, у них нет финансовой модели – они не знают, как правильно предварительно составить отчет о прибылях и убытках. Также они не анализируют, насколько успешен сам бренд и очень редко нанимают профессиональных консультантов для ведения переговоров. Бренд видит все это, а также то, что это люди с деньгами, но без опыта работы в ретейле. Крупные бренды не соглашаются даже на переговоры с такими претендентами на франшизу. Чего не сказать о брендах второго и третьего эшелона. Таким образом, из-за неопытности подписываются кабальные для ретейлера договоры.

Бренды второго и третьего эшелона обязывают неопытного ретейлера закупать большой объём товара, подписывать большие планы развития бренда в Казахстане, а также дают существенно меньшую маржу. При этом такие бренды исключают возможность ведения переговоров по изменению условий договора.

Непрофессиональный ретейлер открывает этот бизнес максимум на 12-18 месяцев. Вдобавок он как арендатор размещает в торговом центре депозит (обеспечительный платеж – Ред.), размер которого в среднем равняется двух- или трехмесячной арендной плате. И в итоге этот депозит сгорает. Ретейлер несет убытки на ремонт магазина, привозит мебель. Естественно, торговое оборудование и мебель бренд обратно не заберет и не купит. Все это ведёт к убыткам ретейлера. А для самого бренда это репутационный ущерб.

- Почему тогда небольшие бренды идут на это?

- Большинству таких брендов все равно. Они понимают, что через 12-18 месяцев этот непрофессиональный партнёр закроет свой магазин, но все равно подписывают с ним договор франчайзинга. В том числе по причине того, что крупные профессиональные ретейлеры даже не интересуются локальными малоуспешными брендами. Менеджмент практически всех брендов завязан на больших бонусах, которые он получает за вывод бренда в новую страну и открытие дополнительных магазинов.

- Сколько в среднем времени занимает весь процесс с момента начала переговоров до подписания договора франчайзинга?

- По моему опыту, на это уходит от 3 месяцев. Если бренд большой и у вас есть конкуренты, которые тоже хотят работать в вашей стране по мастер-франшизе*, то процесс может затянуться. С момента нашей первой встречи до подписания договора франчайзинга с New Yorker прошло 18 месяцев. Потому что помимо нас на этот бренд претендовали еще 3-4 компании. Из-за этого у нас периодически возникали паузы в переговорах.

Состояние бренда тоже может повлиять на процесс переговоров. У него может быть не очень хорошее финансовое положение или происходить реструктуризация. Или бренд может временно закрыть франчайзинговую программу.

Отмечу, что если есть реальная воля с обеих сторон, то после того, как они решили, что готовы начать переговоры, подписание договоров франчайзинга и поставки занимает месяц-максимум два. При прочих равных, большие бренды всегда выбирают не просто деньги, а смотрят на опыт и успешность ретейлера.

Что необходимо знать при выводе бренда на рынок Казахстана 2029181 - Kapital.kz

- На что стоит обратить внимание при подписании договора?

- Ключевыми моментами здесь, помимо юридических, являются коммерческие вопросы. Тут подразумевается цена закупа товара, а также его реализации. У профессиональных ретейлеров и брендов есть такое понятие, как рекомендуемая розничная цена.

Во время переговоров я всегда старался договориться о том, чтобы у нас была максимально высокая маржа. Потому что ретейлер оплачивает таможенные пошлины, транспортные расходы, налоги, аренду, зарплату сотрудников.

Ретейлеру также нужно стремиться к тому, чтобы после открытия магазина в своей стране цены на товары были практически такими же, как на родном рынке бренда. Покупатели из Центральной Азии давно свободно путешествуют по миру, и завышенные цены в магазине международного бренда в этом регионе создадут отторжение со стороны клиентов и негативно отразятся на продажах.

Один-два года – хороший срок окупаемости магазина по франшизе. По итогам первых трёх месяцев после открытия ретейлер уже отслеживает, идёт ли его первый магазин в соответствии с графиком окупаемости, заложенным в предварительном отчёте о прибылях и убытках. Ретейлеру нужен масштаб – ему необходимо снизить свои административные расходы. Зарплаты сотрудников самого магазина не такие высокие по сравнению с тем, что ретейлер платит региональному или бренд-менеджеру. Чем больше магазинов у ретейлера, тем выше рентабельность каждого из них. Потому что эти крупные административные расходы «размазываются» на все торговые точки.

Еще одним ключевым моментом, помимо юридических и коммерческих вопросов, является план развития. Ретейлер должен его заранее разработать, встретиться с представителями бренда, убедить их, договориться с ними. План развития, как правило, является приложением к договору. И с планом развития надо быть очень осторожным, потому что произойти может все, что угодно. Необходимо учитывать возможные колебания курса местной валюты по отношению к доллару и евро. Часто бывает такое, что из-за непредвиденных обстоятельств ретейлер ошибается в прогнозах продаж.

Что необходимо знать при выводе бренда на рынок Казахстана 2029188 - Kapital.kz

- Как развиваются события, если происходит форс-мажор?

- В случае девальвации франчайзи старается договориться с брендом о скидках на закуп товара, который происходит в иностранной валюте. В таком случае план развития корректируется. Со стороны ретейлера нужен грамотный директор по развитию, который сможет объяснить франшизодателю (владельцу бренда) ситуацию в стране и договориться с брендом о новых условиях сотрудничества. Например, о дополнительных скидках на закуп товара. Чтобы магазин выжил и не закрылся. А когда шторм пройдет, нужно будет открывать следующие торговые точки.

Я сам летал в Европу и лично договаривался о дополнительных скидках на закуп товара. Конечно, владельцы брендов были не в восторге. Они ведь не виноваты, что у нас случилась девальвация. Но, с другой стороны, ретейлер должен платить за товар в евро. Плюс уменьшается объем закупа, потому что падают продажи. А это, в свою очередь, происходит из-за того, что снижается покупательская способность граждан, потому что зарплаты не растут таким же темпом, с которым происходила девальвация тенге в 2015-2016 годах. Ретейлеры попадают в тиски с обеих сторон – самого бренда и покупателей. Поэтому очень много небольших компаний ушли с рынка в период последних девальваций. Они не смогли добиться выгодных для себя условий от владельцев бренда и торговых центров.

В такие моменты нужно параллельно вести переговоры не только с владельцами брендов, но и с представителями торговых центров. ТРЦ тоже пребывают в шоке после девальвации – у них также корректируются финансовые модели, которые они изначально строили в долларах. Плюс у многих из них есть долларовые кредиты. Но отмечу, что практически всем крупным ретейлерам, которые имеют в портфеле много международных брендов, были сделаны достаточно большие скидки на аренду. Потому что торговые центры точно так же от них зависят.

Вообще, я считаю, что ТРЦ построены ради ретейлеров. И, будем откровенны, бизнес торговых центров крутится вокруг больших ретейлеров, чей портфель состоит из 5-10 и более брендов. Чем меньше у ТРЦ арендаторов, с которыми нужно вести переговоры, тем легче ему работать и договариваться о высоких ставках аренды. Плюс у большого ретейлера работает более профессиональная команда. Он также владеет пакетом брендов первого эшелона. Поэтому торговые центры одновременно любят и не любят работать с такими арендаторами. Не любят во время кризиса, когда крупные ретейлеры просят скидки на аренду.

Точно так же как ТРЦ жёстко ведут переговоры с арендаторами, у которых 1-2 магазина, так и крупные ретейлеры диктуют свои условия торговым центрам. Если из торгового центра уйдет 5-6 брендов второго эшелона, ТРЦ это не почувствует. Но если закроется несколько ведущих международных брендов, торговый центр сразу ощутит мощное падение трафика. И кем, тем более в кризис, он заменит ведущие мировые бренды. Крупные ретейлеры тоже этим пользуются – это обоюдный момент. Белых и пушистых тут нет – ни с той, ни с другой стороны.

Что необходимо знать при выводе бренда на рынок Казахстана 2029195 - Kapital.kz

- Когда именно были запущены завезенные вами на рынок Казахстана бренды?

- Jack & Jones и Name it открылись в 2010 году. New Yorker и Vero Moda – в 2011 году. А Marc O'Polo, Digel и Pepe Jeans London появились в Казахстане в 2013 году. Calvin Klein Jeans уже существовал на рынке. Мы выкупили магазин у предыдущего франчайзи бренда. Это было сделано после того, как мы договорились с Calvin Klein Jeans о том, что станем его новыми франчайзи. На переговоры ушло где-то 3 месяца, я несколько раз летал в Амстердам. Это было в 2012 году.

- Бренды чаще открывают первый магазин в Алматы или Астане?

- Без разницы. Если ретейлер не может получить место здесь и сейчас в крупном торговом центре Алматы, то он с удовольствием откроет магазин в аналогичном ТРЦ Астаны. Продажи там вообще никак не меньше. Хотя город уступает по размеру. Просто туда направляется большой турпоток со всего Казахстана, что очень положительно влияет на объемы продаж.

- Почему вы вывели на рынок именно эти бренды?

- Мы всегда пытаемся понять вместе с клиентом, насколько бренд успешен у себя в стране и мире. Количество магазинов глобально должно быть не меньше ста. Также мы обязательно узнаем, работает ли бренд в Восточной Европе. Еще я всегда запрашиваю их выручку на квадратный метр в год. Потому что, например, торговые показатели магазинов Marc O'Polo в Берлине – это одни цифры, а в Москве, Киеве или Минске – это уже намного ближе к нам, что позволяет экстраполировать обороты на наш рынок. Ведь уровни доходов населения Западной и Восточной Европы несоизмеримы. Одним словом, если бренд не представлен в Восточной Европе, мы даже не начинаем переговоры. Это также говорит о том, что бренд еще небольшой.

Что необходимо знать при выводе бренда на рынок Казахстана 2029202 - Kapital.kz

- Какой из 8 брендов было вывести на рынок Казахстана легче всего и почему? А какой сложнее?

- Легче всего мне было вывести Jack & Jones, Name it и Vero Moda, которые входят в группу Bestseller. Дело в том, что у нас когда-то были начаты переговоры, которые затем были заморожены. Я просто предложил возобновить их. В итоге они были завершены через 2 месяца. Но, получается, это было не с нуля. Коллеги дошли до определенной точки в переговорах – это было еще до того, как я пришел в компанию. Тогда я работал в Union Space, для которой и вывел на рынок Казахстана все эти бренды, за исключением Marc O'Polo и Digel – это были проекты для моих клиентов. Сейчас я работаю сам на себя.

Тяжелее всего было вывести New Yorker, потому что была неопределенность. О том, что вмешались конкуренты, мы узнали не сразу – представители New Yorker вообще об этом не говорили. Тут еще повлияло то, что это огромная компания, несколько бюрократическая. У этого бренда более 1000 магазинов по всему миру, 95% из которых – его собственные. New Yorker в принципе не привык работать по франчайзинговой программе. Впервые им пришлось работать так в ОАЭ, потому что законодательство этой страны не позволяет выходить на рынок напрямую.

Мы долго уговаривали New Yorker продать нам франшизу – они тоже сначала хотели зайти в Казахстан напрямую. Всего я летал в Германию 7 раз до момента подписания договора франчайзинга. Но в итоге, после 6 лет успешной работы по франшизе, New Yorker выкупил свои магазины в Казахстане.

- Какие франшизы вы планируете вывести на рынок Казахстана в дальнейшем?

- Я сейчас веду переговоры с четырьмя брендами из сегмента начального премиума. Пока что мы не знаем, есть ли у них в принципе франчайзинговые программы. Эти бренды не присутствовали на рынке Казахстана ранее. Их ближайшие конкуренты – Lacoste, Tommy Hilfiger, Calvin Klein Jeans.

- Расскажите, какой вы видите перспективу развития рынка одежного ретейла в регионе в ближайшие годы?

- Отмечу, что по моим опросам, чистая прибыль ретейлеров премиального сегмента в Казахстане в 2022 году увеличилась как минимум на 25-30% по сравнению с показателем прошлого года. Это произошло в том числе благодаря релокантам из России и Беларуси.

9 марта 2023 года Правительство Республики Узбекистан приняло постановление о снижении таможенных пошлин. Импортёры товаров от международных брендов по прямым договорам будут внесены в специальный реестр. Компании, которые войдут в него, будут платить пониженные таможенные пошлины за ввоз 55 видов товаров, включая одежду, парфюмерию и косметику, обувь и ювелирные изделия. Импортёры, которые не смогут попасть в реестр, продолжат платить пошлину в размере приблизительно 20%. Вошедшие в реестр компании смогут ввозить свои товары, заплатив пошлину в размере от 5 до 7,5%. Все импортеры также платят налог на добавленную стоимость (НДС), ставка которого в настоящее время составляет 12%.

Что необходимо знать при выводе бренда на рынок Казахстана 2029212 - Kapital.kz

Для включения в реестр заявитель должен будет подать заявление в Министерство инвестиций, промышленности и торговли Республики Узбекистан. К нему требуется приложить документальное подтверждение статуса владельца бренда или уполномоченного поставщика, копию контракта на поставку товара, сертификат качества или безопасности товара, а также документы о стране происхождения и производителе. Заявление рассматривается в течение 20 рабочих дней. Сертификат о внесении компании в реестр прямых импортёров будет действовать в течение 1 года после его выдачи. Плата за рассмотрение заявления составит 0,8% от суммы импортного контракта, по дополнительным соглашениям – от суммы соглашения. НДС на данную сумму начисляется отдельно.

В Узбекистане сейчас проживает 36 млн человек. Каждые 3 года население страны увеличивается на 2 млн человек. В Казахстане этот показатель составляет 600 тыс. человек. Фокус ретейлеров будет смещаться в сторону самого крупного рынка Центральной Азии – Узбекистана. Потому что ретейлерам нужно выполнять план развития. Также в Узбекистане выросли доходы населения. Средняя ежемесячная заработная плата в Ташкенте выросла с 260 долларов в 2019 году до 560 долларов в 2022 году. 

В Казахстане два основных города – Алматы и Астана. Но логистика затруднена, потому что другие города находятся далеко друг от друга. Даже многие казахстанские бренды присутствуют не во всех регионах страны. В Узбекистане, напротив, 4 города с населением свыше 300 тыс. человек находятся друг от друга на расстоянии не более 100 км. Самарканд и Бухара – два крупных исторических города – имеют достаточно большой туристический потенциал. В 2022 году Узбекистан посетило 5,2 млн туристов, что почти в 3 раза больше, чем годом ранее (1,8 млн человек).

Интерес ретейлеров к Узбекистану растет. Предприниматели идут на рынок с большим населением и понимают, что он уже платежеспособен. Здесь я имею в виду не только fashion-ретейл, но и весь ретейл в целом.

*мастер-франшиза даёт право как открывать магазины под международным брендом (классическая франшиза), так и перепродавать это право (субфраншизу) другим предпринимателям (субфранчайзи). Вместе с этими правами международные бренды передают мастер-франчайзи и обязательства по управлению местной сетью. Права по мастер-франшизе могут распространяться как на одну страну, так и на целый регион, например, на территорию всей Центральной Азии.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.