USD
524.66₸
+2.170
EUR
550.21₸
+2.330
RUB
5.09₸
+0.030
BRENT
73.60$
-0.110
BTC
104021.00$
-1966.000

Бекнур Кисиков: Люди все больше обращаются к франшизам

Глава Казахстанской ассоциации франчайзинга прокомментировал ситуацию на рынке, перспективы развития и уход McDonald’s

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

McDonald’s ждали в Казахстане еще с начала 2000-х. В России сеть появилась в 1990 году, а в мае 2022-го компания объявила о полном уходе из этой страны. В 2016 году рестораны бренда открылись в Казахстане. На конец 2022 года в стране работало 24 точки в Алматы, Актобе, Астане, Атырау, Караганде и Костанае. McDonald’s официально ушел из Казахстана в начале января 2023 года, а рестораны сети приостановили свою работу с 18 ноября 2022 года. По данным источников Bloomberg, американская компания запретила казахстанскому франчайзи покупать фарш у российских поставщиков после того как McDonald's решил уйти из России. В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz президент Казахстанской ассоциации франчайзинга Бекнур Кисиков поделился своим мнением о сложившейся ситуации в сегменте общепита и рассказал об итогах рынка франчайзинга за прошедший 2022 год.

- С чем именно, по вашему мнению, связан уход McDonald’s из Казахстана?

- Я думаю, что в первую очередь – это, конечно же, влияние геополитики. В принципе, тут все просто. Все эти вопросы решались благодаря заводу в России – мясо доставляли оттуда. Но сейчас, так как Россия попала под санкции, мы не можем получать эту продукцию. Как мы поняли, у нас нет местного поставщика мяса, который соответствовал бы критериям McDonald’s, а завозить его откуда-нибудь с Европы экономически невыгодно. И второе, это юридическая часть. Я, конечно, в частности, не знаю, но как эксперт со стороны могу предполагать, что мы не прямые франчайзи McDonald’s, а работали по субфраншизе от российского мастер-франчайзи*. Если закрывается российская франшиза, то, естественно, автоматически закрывается и казахстанская.

- Но ведь рестораны McDonald’s приостановили работу в России еще в марте 2022 года, а у нас они проработали до ноября прошлого года.

- Возможно, это какое-то остаточное явление. Может быть, это обеспечивалось старыми поставками. Если бренд ушел резко из России по причине санкций, а у нас их нет, то мы могли бы продолжать работать дальше. Но так как мы, скорее всего, работаем по субфраншизе, закрытие было вопросом времени. Возможно, были какие-то переговоры, хотели заключить с Казахстаном отдельный контракт, но в итоге не получилось. 

- Что указывает на то, что Казахстан работал по субфраншизе?

- Первое – наш казахстанский франчайзи получал ингредиенты из России, обучение проводили, как я понял, тоже там. Второе – McDonald’s редко дает на одну страну такой международный контракт. Я думаю, что право работать в некоторых постсоветских странах, включая Казахстан, россияне купили еще давно. Третье – мы не очень интересная страна с точки зрения рынка для McDonald’s, чтобы работать с нами по мастер-франшизе. Этот международный контракт предполагает очень много обязательств, в том числе открытие большого количества точек, наличие заводов и так далее. Учитывая население в 19 млн, которое еще и расположено некомпактно, это невыгодно как для McDonald’s, так и для нас. Мы не сможем оправдать вложения и сделать этот бизнес успешным с такой численностью населения. А Россия и Китай – это очень интересные для международных брендов рынки, поэтому им обычно дают работать по мастер-франшизе.

И это большие инвестиции – открыть один ресторан стоит около 1 млн долларов. Кроме того, нужно организовать поставку, закупать сырье. Поэтому известные бренды в основном заходят к нам через другую страну. Нам это тоже выгодно: технический регламент, апробирование, перевод документации и локализация продукта – это тоже стоит времени, сил, команды, денег. В целом, если McDonald’s в США – символ демократии: любой предприниматель в небольшом городке может купить франшизу и спокойно работать, то у нас в постсоветском пространстве в основном это бизнес олигархов, крупных бизнесменов. Не каждый даже средний предприниматель может позволить себе это. И такие крупные международные бренды как McDonald’s, франшизы которых хотят купить во всем мире, выбирают очень серьезных партнеров.

- Касательно серьезных партнеров – на уход McDonald’s мог повлиять тот факт, что Кайрат Боранбаев проходит по делу о хищении средств в особо крупном размере в квазигосударственном секторе?

- Я лично думаю, что это не так. Повлияла в первую очередь геополитика. Я просто смотрю на это как экономист. Если теперь покупать ингредиенты за тридевять земель, то конечный продукт будет стоить намного дороже. Хороший продукт должен быть конкурентоспособен, потому что это бизнес.

- Сообщалось, что Food Solutions KZ планирует запустить сеть ресторанов под новым названием. Какова вероятность того, что это будет российская франшиза?

- Я не думаю, что лояльность нашей аудитории будет очень высокой к новому бренду по сравнению с McDonald’s. На мой взгляд, со стороны Food Solutions KZ было бы логичнее сейчас сделать какой-нибудь местный бренд с национальным колоритом, если уж McDonald’s ушел. Бывшие рестораны McDonald’s находятся очень удобно, регламент они прошли, сервис у них на высоком уровне – если новый национальный бренд уложится на былое величие McDonald’s, это будет прекрасно. Поставщиками сырья в этом случае были бы местные производители. Это также полезно с точки зрения патриотизма, экономики и повышения уровня наших компетенций. Но я также не исключаю приход «Вкусно – и точка» или другого российского бренда – бизнес исходит с точки зрения прагматизма.

Читайте также

- Как вы считаете, может ли McDonald’s вернуться в Казахстан?

- Я не исключаю, что McDonald’s может заключить контракт напрямую с Казахстаном. Это было бы замечательно, потому что мы могли бы стать хорошим хабом в Центральной Азии. При этом я считаю, что мы все-таки должны развивать свои отечественные бренды и не делать культ из McDonald’s. Но я думаю, что в принципе McDonald’s должен рассматривать нашу территорию как стратегическую. Потому что Казахстан – это уже не тот Казахстан, – я надеюсь и верю – который был раньше. Мы уже не подбрюшье какой-то страны. Мы страна, которая уже может вести свою экономику независимо от другой страны. До этого мы были связаны с этой страной, потому что 70-80% наших основных транспортных цепочек шли через них. Сейчас у нас идет политика диверсификации: мы работаем через Турцию, Китай и наших южных соседей. Поэтому, если McDonald’s будет учитывать наше стратегическое положение и релоцирует бизнес из России, тогда, возможно, это будет прямой контракт с нами. Они также могут продать нам мастер-франшизу на Центральную Азию.

В первую очередь у нас должен быть свой завод. Я читал в прессе, что завод Chemonics – топовые мировые производители мяса, которые являются основным поставщиком для McDonald’s, и в России у них тоже есть завод – хотели два раза зайти к нам. Но что-то не срослось с министерством сельского хозяйства. Если бы такой завод появился, мы бы чувствовали себя увереннее – мясо нужно не только McDonald`s, но и многим другим брендам. Тот же Subway мог бы зайти на рынок. Сейчас в бизнесе стало очень много геополитики.

Второй вариант – мы можем работать по мастер-франшизе другой страны, того же Китая, который находится рядом, Турции или какой-нибудь арабской страны, через одну из которых к нам уже заходил один международный бренд.

Я не исключаю, что в ближайшие год-два McDonald’s может вернуться. Это неторопливая, огромная махина. Все зависит от местных предпринимателей, умения договариваться, поддержки нашего правительства и, в конце концов, геополитики всего региона – здесь очень много нюансов.

- Вы упомянули Subway. Какие международные франшизы могут зайти в Казахстан в ближайшее время?

- Сейчас я затрудняюсь это прогнозировать из-за геополитической ситуации. До этого мы ждали Subway и IKEA.

Читайте также

- В связи с текущей геополитической ситуацией, какие еще международные франшизы могут уйти из Казахстана?

- Тут тоже трудно что-либо прогнозировать. Но во всяком случае те франшизы, у которых есть цепочка поставок из России – им будет сложно. Основные мегабренды у нас идут через Россию. Геополитическая ситуация сейчас угрожает и другим брендам, а также отраслям в целом, чья логистическая цепочка идет через Россию. Ничего нельзя исключать: я бы не удивился, если бы какие-то бренды тоже ушли.     

- Какую долю на рынке франчайзинга Казахстана занимает общепит сегодня? Несколько лет назад он занимал 35% этого рынка.

- Общепит сейчас, конечно, потерял долю – снизился до 25% на конец 2022 года. Это произошло, потому что появилось очень много образовательных и сервисных франшиз. Рынок заполнился медицинскими франшизами: аптеки, лаборатории, клиники, медцентры. Увеличился спрос на франшизы, связанные с банкротством и микрозаймами – это те сферы, которые всегда показывают рост во время кризиса. Темпы прироста замедлились в детском обучении и образовании по сравнению с допандемийными показателями. Стагнация продолжилась в непродуктивном ретейле и event-индустрии (организация мероприятий – Ред.). Продуктовая розница остается примерно на одном уровне, а доля услуг растет. Общепит стал восстанавливаться во второй половине 2022 года – вырос на 5-10% до 25% от рынка к концу года.

- Какова доля отечественных франшиз в секторе общепита в Казахстане?

- Ориентировочно 30%.

- Сколько составил общий оборот рынка франчайзинга страны в 2022 году? Сколько всего сейчас компаний, представленных в Казахстане по франшизе?

- По нашим данным – 312 млрд тенге. В настоящее время официально в Казахстане работает 590 франчайзинговых сетей. На самом деле их может быть намного больше. Количество официальных точек – 21 000. Среднее количество точек в сети – 5. Число занятых в секторе – 125 тыс. человек.

- Какова доля отечественных франшиз в общем количестве всех представленных в Казахстане франшиз на сегодняшний день?

- Около 25%.

- Как вы оцениваете развитие франчайзинга в Казахстане на сегодняшний день?

- Очень положительно. Люди все больше обращаются к франшизам, им это интересно.

*мастер-франшиза даёт право как открывать предприятия под известным брендом (классическая франшиза), так и перепродавать это право (субфраншизу) другим предпринимателям (субфранчайзи). Вместе с этими правами международные бренды передают мастер-франчайзи и значительную часть обязанностей по управлению местной сетью. Права по мастер-франшизе могут распространяться как на одну страну, так и на целый регион, например, на территорию всей Центральной Азии.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.