McDonald’s ждали в Казахстане еще с начала 2000-х. В России сеть появилась в 1990 году, а в мае 2022-го компания объявила о полном уходе из этой страны. В 2016 году рестораны бренда открылись в Казахстане. На конец 2022 года в стране работало 24 точки в Алматы, Актобе, Астане, Атырау, Караганде и Костанае. McDonald’s официально ушел из Казахстана в начале января 2023 года, а рестораны сети приостановили свою работу с 18 ноября 2022 года. По данным источников Bloomberg, американская компания запретила казахстанскому франчайзи покупать фарш у российских поставщиков после того как McDonald's решил уйти из России. В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz президент Казахстанской ассоциации франчайзинга Бекнур Кисиков поделился своим мнением о сложившейся ситуации в сегменте общепита и рассказал об итогах рынка франчайзинга за прошедший 2022 год.
- С чем именно, по вашему мнению, связан уход McDonald’s из Казахстана?
- Я думаю, что в первую очередь – это, конечно же, влияние геополитики. В принципе, тут все просто. Все эти вопросы решались благодаря заводу в России – мясо доставляли оттуда. Но сейчас, так как Россия попала под санкции, мы не можем получать эту продукцию. Как мы поняли, у нас нет местного поставщика мяса, который соответствовал бы критериям McDonald’s, а завозить его откуда-нибудь с Европы экономически невыгодно. И второе, это юридическая часть. Я, конечно, в частности, не знаю, но как эксперт со стороны могу предполагать, что мы не прямые франчайзи McDonald’s, а работали по субфраншизе от российского мастер-франчайзи*. Если закрывается российская франшиза, то, естественно, автоматически закрывается и казахстанская.
- Но ведь рестораны McDonald’s приостановили работу в России еще в марте 2022 года, а у нас они проработали до ноября прошлого года.
- Возможно, это какое-то остаточное явление. Может быть, это обеспечивалось старыми поставками. Если бренд ушел резко из России по причине санкций, а у нас их нет, то мы могли бы продолжать работать дальше. Но так как мы, скорее всего, работаем по субфраншизе, закрытие было вопросом времени. Возможно, были какие-то переговоры, хотели заключить с Казахстаном отдельный контракт, но в итоге не получилось.
- Что указывает на то, что Казахстан работал по субфраншизе?
- Первое – наш казахстанский франчайзи получал ингредиенты из России, обучение проводили, как я понял, тоже там. Второе – McDonald’s редко дает на одну страну такой международный контракт. Я думаю, что право работать в некоторых постсоветских странах, включая Казахстан, россияне купили еще давно. Третье – мы не очень интересная страна с точки зрения рынка для McDonald’s, чтобы работать с нами по мастер-франшизе. Этот международный контракт предполагает очень много обязательств, в том числе открытие большого количества точек, наличие заводов и так далее. Учитывая население в 19 млн, которое еще и расположено некомпактно, это невыгодно как для McDonald’s, так и для нас. Мы не сможем оправдать вложения и сделать этот бизнес успешным с такой численностью населения. А Россия и Китай – это очень интересные для международных брендов рынки, поэтому им обычно дают работать по мастер-франшизе.
И это большие инвестиции – открыть один ресторан стоит около 1 млн долларов. Кроме того, нужно организовать поставку, закупать сырье. Поэтому известные бренды в основном заходят к нам через другую страну. Нам это тоже выгодно: технический регламент, апробирование, перевод документации и локализация продукта – это тоже стоит времени, сил, команды, денег. В целом, если McDonald’s в США – символ демократии: любой предприниматель в небольшом городке может купить франшизу и спокойно работать, то у нас в постсоветском пространстве в основном это бизнес олигархов, крупных бизнесменов. Не каждый даже средний предприниматель может позволить себе это. И такие крупные международные бренды как McDonald’s, франшизы которых хотят купить во всем мире, выбирают очень серьезных партнеров.
- Касательно серьезных партнеров – на уход McDonald’s мог повлиять тот факт, что Кайрат Боранбаев проходит по делу о хищении средств в особо крупном размере в квазигосударственном секторе?
- Я лично думаю, что это не так. Повлияла в первую очередь геополитика. Я просто смотрю на это как экономист. Если теперь покупать ингредиенты за тридевять земель, то конечный продукт будет стоить намного дороже. Хороший продукт должен быть конкурентоспособен, потому что это бизнес.
- Сообщалось, что Food Solutions KZ планирует запустить сеть ресторанов под новым названием. Какова вероятность того, что это будет российская франшиза?
- Я не думаю, что лояльность нашей аудитории будет очень высокой к новому бренду по сравнению с McDonald’s. На мой взгляд, со стороны Food Solutions KZ было бы логичнее сейчас сделать какой-нибудь местный бренд с национальным колоритом, если уж McDonald’s ушел. Бывшие рестораны McDonald’s находятся очень удобно, регламент они прошли, сервис у них на высоком уровне – если новый национальный бренд уложится на былое величие McDonald’s, это будет прекрасно. Поставщиками сырья в этом случае были бы местные производители. Это также полезно с точки зрения патриотизма, экономики и повышения уровня наших компетенций. Но я также не исключаю приход «Вкусно – и точка» или другого российского бренда – бизнес исходит с точки зрения прагматизма.
Читайте также
Об этом сообщили в департаменте по правам интеллектуальной собственности Минюста РК
- Как вы считаете, может ли McDonald’s вернуться в Казахстан?
- Я не исключаю, что McDonald’s может заключить контракт напрямую с Казахстаном. Это было бы замечательно, потому что мы могли бы стать хорошим хабом в Центральной Азии. При этом я считаю, что мы все-таки должны развивать свои отечественные бренды и не делать культ из McDonald’s. Но я думаю, что в принципе McDonald’s должен рассматривать нашу территорию как стратегическую. Потому что Казахстан – это уже не тот Казахстан, – я надеюсь и верю – который был раньше. Мы уже не подбрюшье какой-то страны. Мы страна, которая уже может вести свою экономику независимо от другой страны. До этого мы были связаны с этой страной, потому что 70-80% наших основных транспортных цепочек шли через них. Сейчас у нас идет политика диверсификации: мы работаем через Турцию, Китай и наших южных соседей. Поэтому, если McDonald’s будет учитывать наше стратегическое положение и релоцирует бизнес из России, тогда, возможно, это будет прямой контракт с нами. Они также могут продать нам мастер-франшизу на Центральную Азию.
В первую очередь у нас должен быть свой завод. Я читал в прессе, что завод Chemonics – топовые мировые производители мяса, которые являются основным поставщиком для McDonald’s, и в России у них тоже есть завод – хотели два раза зайти к нам. Но что-то не срослось с министерством сельского хозяйства. Если бы такой завод появился, мы бы чувствовали себя увереннее – мясо нужно не только McDonald`s, но и многим другим брендам. Тот же Subway мог бы зайти на рынок. Сейчас в бизнесе стало очень много геополитики.
Второй вариант – мы можем работать по мастер-франшизе другой страны, того же Китая, который находится рядом, Турции или какой-нибудь арабской страны, через одну из которых к нам уже заходил один международный бренд.
Я не исключаю, что в ближайшие год-два McDonald’s может вернуться. Это неторопливая, огромная махина. Все зависит от местных предпринимателей, умения договариваться, поддержки нашего правительства и, в конце концов, геополитики всего региона – здесь очень много нюансов.
- Вы упомянули Subway. Какие международные франшизы могут зайти в Казахстан в ближайшее время?
- Сейчас я затрудняюсь это прогнозировать из-за геополитической ситуации. До этого мы ждали Subway и IKEA.
Читайте также
Эксклюзивные права на управление получила Centras Group
- В связи с текущей геополитической ситуацией, какие еще международные франшизы могут уйти из Казахстана?
- Тут тоже трудно что-либо прогнозировать. Но во всяком случае те франшизы, у которых есть цепочка поставок из России – им будет сложно. Основные мегабренды у нас идут через Россию. Геополитическая ситуация сейчас угрожает и другим брендам, а также отраслям в целом, чья логистическая цепочка идет через Россию. Ничего нельзя исключать: я бы не удивился, если бы какие-то бренды тоже ушли.
- Какую долю на рынке франчайзинга Казахстана занимает общепит сегодня? Несколько лет назад он занимал 35% этого рынка.
- Общепит сейчас, конечно, потерял долю – снизился до 25% на конец 2022 года. Это произошло, потому что появилось очень много образовательных и сервисных франшиз. Рынок заполнился медицинскими франшизами: аптеки, лаборатории, клиники, медцентры. Увеличился спрос на франшизы, связанные с банкротством и микрозаймами – это те сферы, которые всегда показывают рост во время кризиса. Темпы прироста замедлились в детском обучении и образовании по сравнению с допандемийными показателями. Стагнация продолжилась в непродуктивном ретейле и event-индустрии (организация мероприятий – Ред.). Продуктовая розница остается примерно на одном уровне, а доля услуг растет. Общепит стал восстанавливаться во второй половине 2022 года – вырос на 5-10% до 25% от рынка к концу года.
- Какова доля отечественных франшиз в секторе общепита в Казахстане?
- Ориентировочно 30%.
- Сколько составил общий оборот рынка франчайзинга страны в 2022 году? Сколько всего сейчас компаний, представленных в Казахстане по франшизе?
- По нашим данным – 312 млрд тенге. В настоящее время официально в Казахстане работает 590 франчайзинговых сетей. На самом деле их может быть намного больше. Количество официальных точек – 21 000. Среднее количество точек в сети – 5. Число занятых в секторе – 125 тыс. человек.
- Какова доля отечественных франшиз в общем количестве всех представленных в Казахстане франшиз на сегодняшний день?
- Около 25%.
- Как вы оцениваете развитие франчайзинга в Казахстане на сегодняшний день?
- Очень положительно. Люди все больше обращаются к франшизам, им это интересно.
*мастер-франшиза даёт право как открывать предприятия под известным брендом (классическая франшиза), так и перепродавать это право (субфраншизу) другим предпринимателям (субфранчайзи). Вместе с этими правами международные бренды передают мастер-франчайзи и значительную часть обязанностей по управлению местной сетью. Права по мастер-франшизе могут распространяться как на одну страну, так и на целый регион, например, на территорию всей Центральной Азии.