«Мы не занимались специальным поиском франшизы и не рассматривали различные проекты. Было интересно именно открытие такого знакового проекта, как «Что? Где? Когда?», — Анна Савельева, руководитель и совладелец проекта «Что? Где? Когда?» в Алматы, говорит о том, почему выбор пал именно на эту франшизу. Для делового еженедельника «Капитал.kz» собеседница рассказала об особенностях договора, о том, ощущает ли конкуренцию, и сколько стоит участие в играх в Алматы. А представитель компании — правообладателя «Что? Где? Когда?» поделилась тем, на каких условиях предоставляется право проводить игры и как компания взаимодействует с желающими купить лицензию на проведение игр.
Особенного продвижения игры не требуется
Обладатель прав на аудиовизуальное произведение цикла игровых телевизионных программ «Что? Где? Когда?» — ООО «Телекомпания «Игра-ТВ». «Мы заключаем лицензионные договоры на производство телевизионной программы «Что? Где? Когда?», на проведение досуговых мероприятий с названием «Что? Где? Когда?» и в формате игры (формат телевизионной игры или формат «спортивной» версии игры)», — пояснила Наталия Кузнецова, исполнительный директор отдела лицензионных проектов ООО «Телекомпания «Игра-ТВ».
По ее словам, в отношении лицензии на производство телевизионного формата — условия жесткие, формат должен быть соблюден во всем: в сценарии, декорациях, вопросах, ведущем. Что касается проведения досуговых мероприятий, то здесь нет жестких рамок. «Мы всегда идем навстречу организаторам и заказчикам. Вместе можем видоизменять правила игры», — рассказывает спикер.
Использование любых частей этого произведения авторского права, например, его сценария, наименования «Что? Где? Когда?» (являющегося неотъемлемой частью этого произведения), элементов декорации, образа знатоков, а также его переработка могут происходить только с согласия правообладателя. Только правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности. При этом отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
«С компаниями, которые покупают лицензию на проведение досуговых мероприятий, мы изначально оговариваем формат игры, даем разрешение на использование декораций игры (если мероприятие предполагает телевизионный формат). Либо даем разрешение на использование названия, если предполагается „спортивный“ формат игры „Что? Где? Когда?“. Отчетом о проведении игр являются фотоматериалы, которые организаторы предоставляют после мероприятий», — поясняет Наталия Кузнецова.
Как рассказала собеседница, правообладатель довольно часто сталкивается с нарушением прав. «Обычно мы находим общий язык с нарушителями и договариваемся о заключении договора», — говорит спикер. Длительность переговоров зависит от самих покупателей — насколько они готовы вкладывать и воплощать в жизнь этот проект.
Рассказывая о том, как происходит покупка-продажа лицензии, спикер отмечает, что есть аккредитованная компания, имеющая права на продажу лицензии. Вопрос стоимости франшизы и роялти решается в индивидуальном порядке: каждому заказчику предлагаются «условия под него». «Программа „Что? Где? Когда?“ существует более 40 лет. Она на виду у всего мира. Особенного продвижения игры нам не требуется», — отметила спикер, говоря о развитии и продвижении франчайзингового направления.
Вместе с тем, по ее словам, в последнее время доход от продаж сильно упал. Все переживают финансовые трудности.
Желающие сыграть встают в очередь
Программа «Что? Где? Когда?» выходила и выходит на телевизионных каналах многих стран: Азербайджан, Армения, Грузия, Беларусь, Украина, Эстония, Литва, Турция, США. В Казахстане программа вышла в эфир в 2011 году, было показано 12 программ.
Сейчас на территории Казахстана активно развивается «спортивная» версия «Что? Где? Когда?»: в ноябре этого года в Астане прошел чемпионат мира по «Что? Где? Когда?».
Есть отдельные event-компании — в Астане и Алматы, которые купили лицензию на проведение игр.
В Алматы владельцами франшизы «Что? Где? Когда?» являются два человека — Анна Савельева и Александр Телитченко, у обоих огромный опыт в бизнесе, в совокупности порядка 30 лет. Работу в формате франшизы совладельцы считают удобной. Основной частью франшизы стало именно получение эксклюзивного права на проведение официальных игр Элитарного интеллектуального клуба. Договор включает множество пунктов, которые сразу регулируют все возможные изменения и дополнения. Соблюдение требований является обязательной частью договора. Трансляции игр проходят в прямом эфире, поэтому франчайзер может сразу следить за мероприятиями.
Определенную площадку для поиска франшизы не использовали, обращались напрямую к правообладателям. «Переговоры заняли продолжительное время, но, к счастью, увенчались успехом», — комментирует собеседница.
Говорить о том, насколько окупаем бизнес по франшизе «Что? Где? Когда?» Анна Савельева не стала, сославшись на конфиденциальность финансовой информации.
По словам совладелицы лицензии, конкуренции на рынке она не ощущает, что связано с возрастом и авторитетом самого Интеллектуального клуба. Причем, по ее мнению, это касается всех стран, где проводится игра: «Бренд настолько известен, что конкурировать с ним просто невозможно», — аргументирует она.
Игры проходят в Алматы в двух форматах: VIP-лига и Премьер-лига. VIP-лига — это игра максимум за четырьмя столами до шести очков в пользу команды или зрителей. Премьер-лига — это игра за множеством столов одновременно, где победу одерживает команда, правильно ответившая на наибольшее количество вопросов. Участие в Премьер-лиге для команд стоит 10 тыс. тенге с человека, для команд VIP-лиги участие бесплатное. Учитывая известность проекта и то, что равных ему нет на всем постсоветском пространстве, привлечение аудитории не является сложным вопросом.
В Казахстане огромное количество команд хотят играть как в VIP-лиге, так и в Премьер-лиге. «У нас уже есть очередь на 2018 год», — заключает Анна Савельева.