USD
515.25₸
+0.320
EUR
535.91₸
-0.130
RUB
5.18₸
BRENT
73.78$
-0.030
BTC
96714.40$
+900.000

Управленцы, которые добыли миллионы для культовых российских СМИ

На чем зарабатывают «Афиша», «Ведомости» и «Дождь»

Share
Share
Share
Tweet
Share
Управленцы, которые добыли миллионы для культовых российских СМИ- Kapital.kz

Деловой еженедельник «Капитал.kz» рассмотрел истории успеха самых эффективных российских медиаменеджеров, создавших, запустивших и управляющих медиа, которые задают тон культурной среде, трансформируют ее, а, главное, приносили и продолжают приносить миллионы.

b7059e9701cb0d60037723ab45f.png

Илья Осколков-Ценципер

Афишируя очевидное

На заре 90-х будущий медиаменеджер трудился художественным обозревателем в журнале «Огонек». Успех издания, переживавшего свои золотые годы, был ошеломляющим — тираж в 4,6 млн экземпляров бил все рекорды того времени. В 93-м Осколкову-Ценциперу поступило предложение создать издание по мотивам модной в те времена передачи «Матадор» о современной культуре и искусстве. Спустя 5 лет журналист возглавил журнал «Вечерняя Москва». На новом месте главный редактор взял инициативу в свои руки и превратил «Вечерку» в первое российское издание, публиковавшее полное расписание культурных и развлекательных событий столицы, сопровождая их рецензиями и рекомендациями. Отклик был ошеломительным, и редактор решил попытать счастья в собственном проекте. В 1999 году Илья Осколков-Ценципер с двумя партнерами задумали создать журнал-путеводитель по российской столице и одноименный издательский дом. «Афиша» стала диктовать моду и предлагала своему читателю новых героев, развлечения и вводила в обиход массу необычных на тот момент словечек — от «дедлайна» до «хипстера». Осколкову-Ценциперу удалось собрать целую когорту юных, но даровитых журналистов, дизайнеров и фотографов, и создать стиль «Афиши». Без сомнений, проект, оказавший мощное влияние не только на стиль жизни города, но и на развитие российских медиа. На этом жизнь медиаменеджера не остановилась. В 2010-м Осколков-Ценципер стал вице-президентом телекоммуникационной компании Yota. Затем управленцу пришла идея запустить коммуникационное агентство, что и было сделано годом позднее. Компания Winter, базирующаяся в Лондоне, успешно ведет свою деятельность и специализируется на услугах в области брендинга, дизайна и коммуникационной стратегии. В 14-м совладелец «Афиши» вместе с партнерами вложился в проект сервиса по ремонту «Сделано».

Илья Осколков-Ценципер является обладателем 17 патентов в области информационных технологий и электронных систем управления.

Активы Осколкова-Ценципера

afisha.ru и журнал «Афиша» — ежемесячный журнал (издавался до 2016 года) и интернет-сайт с ежемесячной аудиторией 11,8 млн посетителей.

Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» — международное образовательное учреждение в области архитектуры, дизайна и медиа, ориентированное на специалистов с высшим образованием. Заведение построено в духе лучших современных образовательных пространств в Европе. В его стенах проходят паблик-токи, лекции уникальных спикеров, доступные широкой аудитории, а также точечные программы образования. Организация входит в 100 лучших архитектурных школ мира, по версии журнала Domus.

Помимо некоммерческой деятельности «Стрелка» развила сильный бизнес по планировке столичных и региональных городских пространств (консалтинговое агентство «Ценципер») — реконструкции Парка культуры, ставшего культовым местом отдыха москвичей и туристов, территории ВДНХ, проекты с крупнейшими российскими государственными и финансовыми структурами.

«Пикник «Афиши» — ежегодный московский музыкальный фестиваль. Собирает публику и звезд мирового масштаба с 2004 года. Среди артистов — The Chemical Brothers, Kasabian, Franz Ferdinand, Pet Shop Boys, Blur и ведущие российские исполнители. Максимальное количество посетителей в 2017-м — порядка 60 000 человек. Доходы от продажи билетов — 192 000 000 рублей.

Цитаты

«Чтобы делать СМИ, вами должны двигать не только бизнес-цели. Журналистику будут оплачивать те, кто считает это необходимым. Точно так же, как мы жертвуем деньги на излечение болезни или юридическую помощь несправедливо осужденным, можно материально поддерживать социальную функцию прессы» — Inc Russia

«Талант медиаменеджеров и продюсеров заключается в том, что твой профессиональный „закидон“ — любовь к чему-то, одержимость и страсть — совпадает с интересами какого-то количества людей» — «Дождь»

846f0e4faba126b88d58dfc2202.png

Демьян Кудрявцев

Будущий владелец самого авторитетного российского делового издания «Ведомости», закончив ленинградский журфак, мигрировал в Израиль по программе репатриации в 90-м. Там же занимался изданием журнала «Обитаемый остров» и курированием одного из первых российских интернет-журналов EYE. Предвидя большие перспективы в области развития интернета, Кудрявцев углубляется в сферу компьютерной графики, дизайна и программирования — занимается созданием проекта по неизвестной тогда IP-телефонии. Однако работа в Израиле не приносила предпринимателю стабильных доходов. Ленинградец решил вернуться в Россию и взяться за местный интернет-рынок, который на тот момент рос семимильными шагами.

В России Кудрявцев познакомился с Артемием Лебедевым и вместе с ним сфокусировался на работе в web-дизайне. Талантливого молодого человека заметили в IT-кругах и позвали в стартап, который на тот момент выглядел по-настоящему футуристично. Cityline создавала первые интернет-ресурсы, получившие огромную популярность. Несмотря на небольшие размеры, компания была невероятно эффективна. Изначальные инвестиции размером около $4 млн за несколько лет выросли в 7 раз. После продажи компании Демьян стал долларовым миллионером и выручил около $3 млн. Затем Кудрявцев познакомился с миллиардером Борисом Березовским, владельцем издательского дома «Коммерсант». В 2005-м после серии управленческих ошибок Демьян Кудрявцев занимает пост генерального директора. В «Коммерсанте» менеджер занялся преобразованиями — сделал газету цветной, открыл несколько журналов («Ъ-Власть», «Ъ-Деньги» и др.), развил мультимедийную составляющую — запустил радио и телевидение, предварительно проведя серьезные исследования аудитории и рынка. Прибыль сайта, сменившего дизайн и контент, с $200−300 тыс. в год выросла до $5 млн в год за счет продаж рекламных площадей. Были у медиаменеджера и провалы — с двадцатимиллионным убытком закрылось «Коммерсант-ТВ», с пятимиллионным — журнал Citizen K. В 2012-м Кудрявцеву пришлось уволиться. На отступные и займы он приобрел долю медийных активов Sanoma Corp. (куда входят «Ведомости», Men’s Health, National Geographic, газета The Moscow Times и проч.). Кудрявцев также занимается стратегическим консультированием в области маркетинга, медиа и IT, реализацией сырья и недвижимости.

Свободное время Демьян Кудрявцев посвящает литературе, издал несколько сборников собственных стихов.

Цитаты

«У меня хорошая голова, но ограниченные ресурсы. Если бы у меня были неограниченные ресурсы, я бы покупал издание только при очень ограниченных мозгах. Я бы лучше купил университет. Потому что хороший университет может запустить любое издание и любой космический корабль» — IncRussia

«Журналистов подменит реальность (фото, видео и свидетельства очевидцев), а редактора — компьютер (нейронные сети). Новые медиа, о которых все говорят, — это ваша личная лента социальных сетей, никогда не такая, как у вашего товарища. Завтра медиа в том виде, в котором вы его знаете, существовать не будет. Журналистика станет сервисом» — из лекций студентам

Активы Кудрявцева

Акции издательского дома Independent Media (100% акций газеты «Ведомости», журналы National Geographic, Men’s Health и некоторые другие издания). Около $13 млн — прибыль газеты «Ведомости» в 2016 году. Ежемесячная аудитория сайта — 7 млн посетителей.

Бюро путешествий «Поехали!».

Магазин Ostrov — одежда для активных путешественников

dbce0f5a3340ed6f10e1f901dd1.png

Наталья Синдеева

Карьера будущего основателя первого российского интернет-телеканала «Дождь» началась в… бассейне! Амбициозная жительница Мичуринска приехала покорять столицу и была зачинателем развлекательного шоу в бассейне «Чайка». Шоу провалилось, а интерес к публичности остался. Спустя несколько лет юная активистка случайным образом знакомится с продюсером Павлом Ващекиным. Тот предлагает работу, на которой Синдеева получает опыт, деловые контакты и решает связать жизнь с телевидением. Вместе с продюсерами канала «2x2» Синдеева придумывает программу о жизни ночных заведений, которые на тот момент стали ведущими площадками для представителей шоу-бизнеса всех величин. Финансированием «Тысячи и одной ночи» Наталья занимается лично — ходит по этим самым клубам и доказывает их владельцам, что передачу ждет несомненный успех. Фактически именно в тот момент Синдеева становится продюсером. В 1995-м она с коллегами решается на создание новой радиостанции «Серебряный дождь», выступая одновременно совладельцем, генеральным продюсером и коммерческим директором. Радиостанция для «умных, богатых и амбициозных» быстро покоряет публику, первой начинает вещание в интернете и задействовать систему RDS. За несколько лет «Серебряный дождь» стал именем нарицательным, а Синдееву неоднократно признавали лучшим медиаменеджером России. В 2007-м Наталья загорелась идеей создания нишевого телеканала — умного, тонкого, современного. Создатель и идейный вдохновитель двигалась по наитию, она понимала, что каналу нужно заполучить аудиторию, которая перестала смотреть телевизор. И ей это удалось. «Дождь» стал первым каналом на российском телевидении, сделавшим платным доступ к своему эфиру и в сети. В его эфир выходили лучшие умы современного культурного пространства. В интервью на собственном телеканале Синдеева поделилась: «Мне казалось, что это совершенно не занятая ниша для людей думающих, которые перестали смотреть телевизор, ушли в интернет. Я же все-таки бизнес-стратегию для себя выстраивала и понимала, что это самая востребованная рекламодателями аудитория. И поэтому, когда мне задавали вопрос «А какой он будет?», отвечала: «Ну какой — прямоэфирный, искренний, открытый».

Активы Натальи Синдеевой

Телеканал «Дождь.Optimistic Channel» — интернет- и кабельный телеканал.

Ежемесячная аудитория телеканала — 7 млн зрителей. 80−85% выручки составляют доходы от подписки.

Интернет-издание Republic (бывший Snob.ru).

Сайт журнала «Большой город».

Цитаты

«Любой инвестор должен ответить себе на три вопроса: зачем он хочет делать медиа, какое оно будет и почему он чувствует эту нишу. Здорово, если инвестор сам создает свое медиа» — IncRussia.

38bb418e2f3273db14a12237618.png

Елизавета Осетинская

Имя Елизаветы Осетинской стало синонимом грамотного медиауправления в 2013—2014 годах. Именно тогда ее пригласили в холдинг РБК, проходивший период реформ. Благодаря Осетинской РБК стал одним из самых цитируемых и влиятельных медиа в России и СНГ.

Осетинская родилась и выросла в Москве и начала свой путь во взрослую жизнь, выбрав экономический факультет МГУ — в школе ей казалось, что именно там она будет изучать полюбившуюся экономическую географию. На деле все оказалось довольно прозаичным и скучным. Елизавета поняла, что она — коммуникатор и начала пробовать себя в журналистике. Качественные знания в экономике открывали путь в лучшие экономические издания, но стартовать пришлось с самого начала. В 1995 с темой «экономика» она пришла в никому не известное агентство «Росбизнесконсалтинг», через два года, набравшись опыта, перебралась в газету «Сегодня», публиковала материалы в журнале «Итоги». В ноябре 1999-го запустили «Ведомости», Осетинская появилась и здесь. Спустя три года экономист получила должность заместителя главного редактора одного из самых авторитетных российских деловых СМИ. Журналист вела программу на радио, выступала экспертом политической телепередачи. В мае 2011 Осетинской предложили взять бразды правления над всеми изданиями под брендом Forbes, в том числе и общее руководство сайтом. За 4 года менеджер превратила Forbes в самый авторитетный и качественный продукт российского медийного рынка. Она собрала мощную команду авторов и экспертов, построила доверительные отношения с ведущими ньюсмейкерами делового мира и, вероятно, дала старт новому витку развития российских СМИ с акцентом на качество, профессионализм и честность. С 15 января 2014-го Осетинская получила должность шеф-редактора проектов в холдинге РБК. Благодаря усилиям владельцев и медиаменеджера авторитет бренда вырос в разы. В издании печатались ведущие мировые ньюсмейкеры, главы гигантских технологических, банковских и ретейл-корпораций. Спустя 2 года в холдинге произошел конфликт, после которого Осетинской пришлось уволиться. Взяв творческий отпуск, Елизавета сконцентрировалась на личностном развитии, уехала в Стэнфорд на программу повышения квалификации медиауправленцев и вернулась с новым готовым, революционным для российского рынка СМИ, продуктом — рассылкой The Bell. Формат рассылки набирает популярность на Западе, представляет собой качественную сборку из повестки дня и комментариев экспертов в социальных сетях и отвечает современным информационным трендам (кастомизация, повторение форм каналов и проч.).

Активы Елизаветы Осетинской

The Bell

Медиапроект-рассылка. The Bell предлагает ежедневную краткую подборку информации, которая готовится и анализируется журналистами и является критичной для людей, живущих и зарабатывающих в России.

Цитаты

«Ни одно [современное] медиа не способно конкурировать с Facebook или Google, их доминированию никто ничего не может противопоставить. Они съедают весь прирост рекламных доходов. Остальным остается стабильность — это в лучшем случае» — Meduza.

«Высшая мера успеха для медиаменеджера — это когда человек сделал хорошее дело и на этом круто заработал» — Meduza.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.