Главная новость недели — усть-каменогорское сборочное предприятие «Азия Авто» отправило первую регулярную партию автомобилей Lada 4×4 в Китай. После каникул по случаю китайского лунного нового года Чуньцзе агентство Синьхуа радостно отрапортовало о возвращении бренда Lada в Поднебесную. По сообщениям китайских СМИ, торговые компании из городов Тяньцзинь и Циндао готовы предоставить клиентам трехдверные внедорожники Lada 4×4 Urban!
«Азия Авто» — предприятие, заточенное под SKD-сборку автомобилей для внутреннего рынка, после послания президента РК народу волшебным образом превратилось в экспортоориентированное! Конечно, у «Азия Авто» и группы компании «Бипэк» уже были попытки экспорта автомобилей — всего в прошлом году, по данным Комитета государственных доходов, из Восточно-Казахстанской области за 11 месяцев было экспортировано 8 автомобилей в Туркменистан, 53 в ОАЭ и 32 в Китай.
По состоянию на февраль, по сообщению пресс-службы компании, за рулем российско-казахстанских Lada 4×4 оказалась сотня китайцев. Ну, а теперь, со слов президента АО «Азия Авто» Ерика Сагымбаева, компания переходит от пилотных поставок автовозами к более регулярным железнодорожным поставкам. С первыми вагонами отправились 120 внедорожников. Порядка 800 машин пересекут границу Поднебесной в течение второго квартала, а общий потенциал экспорта на территорию Китая в 2017 году оценивают в 3500 автомобилей. Это подтверждает и дилер из Тяньцзиня, корреспонденту Синьхуа он рассказал о том, что их компания планирует продать 1000 внедорожников.
Что такое тысяча автомобилей для Китая? То же самое, что четыре квадроцикла CHANGJI HUAYING PEI для Казахстана. В 2016 году в стране было продано 25 млн 525 тыс. новых автомобилей! Это самый крупный автомобильный рынок в мире.
На китайском рынке цены на трехдверку колеблются от 99,8 до 130 тыс. юаней (1 юань — 46.7 тенге). 5−6 млн тенге — дороговато (в РК Lada 4×4 Urban стоит 3.2 млн тенге), но не надо забывать, что Китай славится своими драконовскими заградительными пошлинами. Демпингуют?
Не исключено, задача «Азия Авто» быть экспортоориентированным предприятием, по крайней мере это необходимо в ближнесрочной перспективе. Так, например, в ОАЭ местный импортер автомобилей Lada 4×4 Urban продает авто за 37 500 дирхам (3.2 млн тенге), что сопоставимо с казахстанскими ценами. Более того, компания из Аджмана еще продает реэкспортные «Уазы»… видимо, тоже из Казахстана. И здесь стоит призадуматься, может, и Lada 4×4 собирать не нужно? Так сразу и готовыми перепродавать?
Компания из Казахстана сделала многое, стоит порадоваться — это больше, чем мифические электрокары на экспорт. Ну, а что дальше?
Откровенно говоря, Lada 4×4 это чуть ли не единственный автомобиль из линейки российского производителя, экспортные перспективы которого очевидны — нишевый, бюджетный внедорожник «старой школы». Другое дело, они не долгосрочны — спартанский автомобиль из семидесятых чувствителен к ужесточению норм по безопасности. Автомобиль до сих пор не имеет подушек безопасности и системы стабилизации. Конечно, есть немало схем того, как обойти эти ограничения. Но надолго ли?
Автомобилю, на минуточку, в апреле стукнет 40! Целых сорок лет, за это время у «Нивы», простите, 4×4, просто не осталось конкурентов. В прошлом году в Германии продано 2272 автомобиля Lada — из них 1109 внедорожников Lada Taiga. Кстати, это еще одно имя старой доброй «Нивы». Хитрый импортер LADA Automobile GmbH Deutschland буквально совсем недавно, в 2013 году, создал новый автомобиль. Чтобы обойти современные требования безопасности, российский вин-код автомобилей, начинающийся с XTA, заменили на немецкий WLX. Тем самым продлили жизнь старичку как минимум до 2020 года.
Когда верстался номер…
Губернатор Самарской области Николай Меркушкин в интервью местному телевидению проговорился о том, что АВТОВАЗ рассматривает возможность экспорта в Китай до 10 тысяч автомобилей Lada 4×4. С его слов, на этой неделе в Москве на высшем уровне должны пройти переговоры по вопросу поставок автомобилей…