Среди казахстанских предпринимателей (и тех, кто только планирует начать свое дело) распространено мнение: франшиза – это масштабный бизнес и международный бренд, это дорого, неподъемно и нужен весомый залог. «Необязательно так. Проект может быть небольшим. Например, популярными становятся франшизы фитнес-клубов – 50-100 тыс. долларов, несравнимо меньше, чем, например, стоимость франшизы уровня H&M», – говорит директор департамента корпоративного развития ФРП «Даму» Майя Кайгородцева. Тем более сейчас есть большой выбор франшиз российских компаний, да и в Казахстане появляются предприниматели, готовые «делиться» своей бизнес-моделью.
О том, где найти финансы для покупки франшизы и чем продавцам и покупателям франшизы удобна специальная программа Фонда, рассказали корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz в Фонде «Даму».
Два банка уже кредитуют франчайзи
1 млрд тенге – именно столько в этом году Фонд «Даму» выделил на программу финансирования франчайзинговых проектов. Это собственные средства Фонда. В будущем планируется привлекать и другие источники - международные финансовые организации.
Из предусмотренного миллиарда 500 млн тенге размещены в двух банках – Bank RBK и Банке Астаны (по 250 млн тенге в каждом). Порядка 70% средства уже освоены: за три месяца действия программы кредиты получили восемь предпринимателей.
По программе можно приобрести как казахстанскую, так и иностранную франшизу. «Сейчас набирают обороты доступные по стоимости франшизы, например, российские франшизы. Это объясняется небольшим объемом требуемых вложений – от 1,5 млн руб. (7,8 млн тенге) до 100 млн руб. (521 млн тенге) – поясняет Майя Кайгородцева.
В последние годы, по ее словам, отечественные компании также стали активно развивать системы франчайзинга. Сейчас есть около 15 отечественных компаний, которые разработали собственную франшизу и начинают ее продавать.
Казахстанским продавцам франшиз легче находить покупателей
В программе Фонда прописаны требования к франшизе, а также к ее продавцам и покупателям. Отбирая проекты, банки также предъявляют собственные требования – исходя из своей кредитной политики и внутренних положений.
Для продавцов франшиз условия разнятся в зависимости от того, является ли компания резидентом или нет. Например, одно из требований – продавец франшизы должен предоставить покупателю франшизы полный франчайзинговый пакет в который входит: бизнес-план по франчайзинговому проекту, бренд бук, товарный знак и апробированная финансовая модель. При этом зарубежные компании должны иметь опыт работы не менее трех лет и опыт реализации этой франшизы. Для казахстанских предпринимателей таких жестких рамок нет, поэтому им будет легче находить покупателей для своих франшиз.
О залоге и готовности банков
Говоря о том, почему понадобилась отдельная программа для франчайзинга и почему бы не финансировать проекты по действующей программе поддержки бизнеса, Майя Кайгородцева поясняет: при финансировании стартового бизнеса возникает много рисков, обычно у банков предусмотрено требование, что бизнес должен проработать до момента обращения в банк 6-12 месяцев. Отдельная программа Фонда «заточена» именно на такой бизнес. Франчайзинговые проекты все – стартовые, это либо стартовый бизнес, либо стартовое направление в рамках действующей компании. Но за счет того, что это франшиза – это своего рода «рецепт» успешной реализации проекта, банкам он представляется «более упакованным» и надежным.
«Вот интересный стартовый проект начинающего предпринимателя из Шымкента. Он приобрел франшизу, принадлежащую французской компании Ticket Com, работающей с 1998 года и успешно реализовавшей 135 франшиз по миру. Эта компания ежегодно производит 3 млн рулонов чековой ленты и продает в 24 страны мира. Предприниматель получил кредит в размере 5 млн тенге в «Bank RBK»: 3,7 млн тенге было направлено на приобретение комплексной лицензии и 1,3 млн тенге – на закуп материалов. Для реализации этого проекта предпринимателю бы не подошли действующие программы – банк бы просто не одобрил его из-за несоответствия требованиям в части срока действия бизнеса», - приводит пример Майя Кайгородцева, добавив, что другой подход новая программа Фонда предусматривает и в части залогов. «Например, образовательный проект в Атырау – франшиза школы ментальной арифметики – предполагает приобретение коммерческой недвижимости. В данном случае эта недвижимость может выставляться как залог. Любое основное средство, которое приобретается в рамках проекта, может послужить залогом для банка. В случае нехватки залогового обеспечения также может приниматься гарантия фонда «Даму» по программе «Дорожная карта бизнеса 2020» – до 85% от суммы кредита. Если проект входит в список приоритетных отраслей либо соответствует условиям программы «Даму Оптима», тогда до 70% от суммы кредита гарантирует фонд «Даму». При этом нет отраслевых ограничений», – пояснила она.
Нюансы и дополнительные опции
Франчайзинговые проекты могут субсидироваться. «Сегодня ставка кредитования по этой программе составляет 14,65%, на 7% проект может получить субсидию, при условии, что он относится к приоритетным секторам экономики по «Дорожной карте бизнеса 2020», – рассказывает представитель фонда «Даму». Решение о финансировании проекта принимается банком. После чего клиент может обратиться и за прочими инструментами финансовой поддержки: субсидии и гарантии.
В стиле «урбан»
Одним из восьми предпринимателей, получивших финансирование по франчайзинговой программе «Даму», стал алматинский бизнесмен Евгений Пан.
Он работает по франшизе Billboard Video. Компания занимается размещением рекламы на инновационных медиабордах. «Выбор франшизы был достаточно быстрым, поскольку подобных франчайзинговых проектов на данный момент на территории Казахстана не существует», – поясняет собеседник.
Об отдельной программе фонда «Даму» предприниматель узнал из СМИ и интернета. В Банке Астаны получил кредит – 80 млн тенге под 14,65% годовых до 2023 года. «Всю работу по привлечению финансирования для проекта проводил банк. Когда у нас возникали вопросы, мы обращались за консультациями и в фонд «Даму», и в банк», – рассказывает он.
Сейчас в Алматы внедряются интеллектуальная транспортная система, модернизируется наружная реклама. «Наша компания участвует в этом проекте – проекте формирования современного облика города. Мы горды этим», – делится впечатлениями франчайзи.