Казахстанские бизнесмены, чьи товары следуют транзитом через Черное море и Каспий, несут дополнительные расходы «в пределах от 2900 до 4500 долларов США на одно автотранспортное средство», сообщили корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz в НПП «Атамекен».
Напомним, в декабре прошлого года российские власти приостановили действие Договора о зоне свободной торговли с Украиной. С начала этого года товары, следующие с территории Украины, включили в список санкционной продукции. Затем президент РФ своим указом ввел особый порядок ввоза товаров из Украины в Казахстан транзитом через Россию. В результате на российско-украинской и российско-белорусской границе в июле «застряло» порядка 50-60 машин и около 150 вагонов.
На альтернативном пути через Черное море и Каспий также есть барьеры для транспорта, выявленные КазАТО (Союз международных автомобильных перевозчиков РК. – Ред.) и Нацпалатой. «Основные барьеры - это увеличение расстояния маршрута доставки, простаивание транспортных средств в ожидании погрузки на паромы, неблагоприятные погодные условия, влияющие на своевременную отправку паромов», - говорится в ответе НПП на запрос корреспондента Kapital.kz.
Как исправить ситуацию?
В НПП верят в развитие Транскаспийского маршрута. «АО «НК «КТЖ» совместно с портовыми и железнодорожными организациями Казахстана, Азербайджана, Грузии, Турции и Украины в рамках созданного Координационного комитета по развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута, ведется работа по созданию «гибких» тарифов, что должно в полной мере повлиять на привлекательность данного маршрута и соответственно стоимость», - считают в Нацпалате.
Кроме того, представители бизнес-сообщества «сформировали и направили в правительство РК перечень промышленной группы товаров, состоящий из 650 товарных позиций, на основании действующих контрактов между компаниями Казахстана и Украины». Эти товары импортируют в качестве комплектующего оборудования, необходимого для собственного производства в Казахстане, а июльский указ российского президента дает возможность транзита через РФ в случае обращения нашего правительства. Но пока конкретных результатов нет. В Нацпалате по этому поводу выражают сдержанный оптимизм: «На наш взгляд, слаженная работа уполномоченных органов государств - членов ЕАЭС при непосредственном участии бизнеса может дать определенные плоды в разрешении сложившейся ситуации».
Отметим, что альтернативный маршрут активно используют еще с ноября прошлого года, когда весь поток турецких товаров, следующих в Казахстан и Киргизию, переориентировали с трансроссийского на транскаспийское направление. Это стало результатом российских же санкций, но уже против Турции.
Напомним, что российские товарные санкции против Украины ударили не только по стоимости доставки части казахстанского груза, но и по их конечной цене. По мнению генерального секретаря КазАТО Теодора Каплана, конечная стоимость этих товаров в среднем выросла на 70 тенге.