USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
96071.20$
-1008.300

​Туроператоров обяжут платить взнос с каждой путевки

Как будет работать фонд по защите туристов «Туристік Қамқор»

Share
Share
Share
Tweet
Share
​Туроператоров обяжут платить взнос с каждой путевки- Kapital.kz

В Казахстане уже в этом году готов заработать корпоративный фонд по защите туристов «Туристік Қамқор». Планируется, что фонд объединит всех игроков отрасли и будет регулировать вопросы экстренного возвращения казахстанских туристов при форс-мажорных обстоятельствах. Необходимость такого фонда назрела после серии финансовых скандалов в турбизнесе минувших лет. Чтобы обезопасить отдых наших граждан, на государственном уровне принято решение о выводе на рынок «администратора системы гарантирования прав граждан в сфере выездного туризма». Соответствующие поправки в конце 2015 года внесены в Закон «О туристской деятельности», а в минувшем апреле по инициативе МИР РК состоялся конкурс среди юрлиц. По его итогам определилась ответственная компания. Как будет работать новое объединение, какие дополнительные взносы ждут туроператоров, куда и как будут тратиться накопленные средства – в беседе с корреспондентом Kapital.kz рассказала глава фонда - директор Ассоциации туроператоров РК и руководитель ТОО «Фирма Саят» Инна Рей.

- Инна, с какой целью создается фонд «Туристік Қамқор»?

- Эта причина возникла из жизни – после того как неоднократно в течение практически каждого лета у нас происходили ситуации, когда туроператор не справлялся с выполнением своих обязанностей, и люди оставались на территории другого государства. И вот, исходя из этого, мы начали изыскивать возможности, каким образом можно предотвратить либо минимизировать риски выезда за границу. Около двух лет шел поиск пути, как это сделать, и в конце концов приняли такую «английскую меру». Она заключается в том, что каждый туроператор, отправляя туриста за границу, вкладывает определенную сумму в фонд, который будет гарантировать вывоз туристов в случае возникновения ЧП. Это не значит, что если туристы прилетели и не оплачен их отель – фонд за это будет платить. Только если обнаружилось банкротство туроператора либо какие-то другие обстоятельства, которые показали, что он свои обязательства выполнять не будет. В таком случае фонд принимает решение о срочной эвакуации. И оплачивается только этот вывоз, плюс то время, которое они находятся в ожидании самолета: питание по нормам IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта. - Ред.), ночевка, если потребуется.

- Система взносов – как она будет построена и о каких суммах идет речь?

- Туроператор, никто больше – ни турагент, ни турист, а именно туроператор за каждого туриста по сформированной им путевке будет обязан отправлять в этот фонд 0,5 МРП – 1060 тенге. За каждую путевку! Эти деньги будут накапливаться на банковском депозите и находиться под страховым обеспечением. Расходоваться они будут только по решению попечительского совета фонда, когда возникнет критическая ситуация. В состав совета войдут представители всех ассоциаций выездного туризма РК и компетентные органы. Члены совета будут принимать участие в голосовании, будут и те, кто просто докладывает обстановку.

Основным подспорьем действий фонда будут являться банковские гарантии. Банк туроператоры выбирают на свое усмотрение. Мы уже мониторили этот вопрос – под 2-5% годовых БВУ готовы выдавать такие гарантии. Таким образом, когда фонд расходует какую-то часть средств на вывоз туристов, банк, который гарантировал ныне обанкротившегося туроператора, в течение пяти дней возвращает затраченные деньги фонду – администратору программы. Для получения гарантии туроператор оставляет банку в залоге наличные деньги, недвижимость, неважно, на сумму от 10 до 50 млн тенге. То есть вот эта минимальная сумма его деятельности – она прогарантирована банком. Если срочно понадобился самолет и на это ушло, скажем, 20 млн, а банковская гарантия при этом была на 10 млн, то, значит, оставшиеся 10 млн – это уже безвозвратные потери нашего фонда. Если же лежит залог банковский - достаточный или даже больше, то возвращается та сумма денег, которая потрачена.

- А от чего зависит размер банковской гарантии?

- Она зависит от того, участвуешь ты в чартерных рейсах или нет. Если участвуешь – она выше, если нет – меньше.

- Получается, что в первую очередь фонд страхует пассажиров чартеров?

- По большей части. Потому что в регулярных перевозках действует система, которая обеспечивает возвраты. Но если там тоже возникнет патовая ситуация с невозвратом туристов, если от перевозчика никто не действует, никто не закрывает эту проблему, то вопрос уже рассмотрит фонд.

- Кем прописаны условия работы фонда?

- Министерством по инвестициям и развитию РК совместно с Национальной палатой предпринимателей.

- Как вы будете распоряжаться накопленными средствами?

- Фонду запрещено заниматься коммерческой деятельностью. Сколько мы можем собрать? Скажем, если за этот год у нас по путевкам 200 тысяч человек выехало, то, умножая на 1060 тенге, мы аккумулировали бы в фонде уже 212 млн тенге. На содержание самого фонда можно использовать не более 10% от накопленных средств. Все остальные деньги должны лежать на депозитном счете. Естественно, сумма должна быть серьезная, потому что Казахстан - дальняя туристическая дестинация, и если нам отправлять чартерный рейс в любое место, то это, как правило, очень большие затраты.

Первоначально эти деньги мы будем только депозировать на счете и из года в год увеличивать. Когда скопится какая-то приличная сумма, возможно, по указанию соответствующих органов, они будут как-то расходоваться. Но наша главная задача, чтобы эти деньги всегда были на счете и мы могли бы их в короткое время использовать, чтобы вывезти туристов.

e1eaccb709c0425ea6d892bd8f1.jpg

- Как туристы и турагенты смогут проверять надежность туроператора?

- Программа следующая: каждому туроператору будет присвоен собственный код доступа, а каждому турпродукту, то есть каждой проданной путевке, - индивидуальный номер. Туроператор с помощью своего ключа доступа вносит в базу пофамильно своих туристов под этими номерами. Турагенты смогут видеть эту информацию и знать, состоит ли их туроператор в фонде, а турист, получивший номер, а также логин и пароль к базе, тоже сможет проконтролировать, действительно ли за эту путевку внесены деньги в фонд и застрахован ли он на такой случай.

- Значит, появится четкая база, по которой можно отслеживать выезд граждан за границу? Но не нарушает ли это права казахстанцев на конфиденциальность такой информации?

- Информация эта будет закрытая, доступна только самому туроператору и туристу. То есть если это турист компании «Тез Тур», то компания «Саят» никогда не узнает ни его имени, ни фамилии, потому что доступа к этим данным не будет иметь. Но когда возникнет какое-то ЧП, руководитель фонда по требованию попечительского совета откроет информацию о количестве людей, которые отдыхают за границей. Только по количеству. Поэтому волноваться, что эти данные попадут в чьи-то руки и будут использованы недобрыми людьми, излишне.

- На каком этапе сейчас находится создание фонда «Туристік Қамқор»?

- Сейчас проводится заключительное исследование: какое влияние это окажет на рынок, как отразится на туроператорах. К середине августа, я думаю, будет закончена эта работа и с начала сентября фонд может приступить к своим обязанностям. Администрация у нас расположится в Астане. Все уже подготовлено, как только будет дана отмашка – это все начнет действовать, мы начнем принимать заявления от туроператоров. Подчеркну, что участие в фонде обязательно для всех. Это обязательство идет от законопроекта, который принят на уровне правительства РК.

Важно добавить, что также мы планируем заключать договора с туристическими ассоциациями в тех странах, куда выполняются чартерные рейсы, чтобы там была поддержка с их стороны в случае ЧП. Такие комиссары, естественно, будут на добровольной основе.

- Какая, по вашим наблюдениям, сегодня ситуация в стране с банкротствами туркомпаний?

- Туризм находится на острие всех проблем, которые существуют в мире. Но одно могу сказать, что все участники чартерной программы – это достаточно сильные игроки. Практически нет таких компаний, которые были бы незнакомы на рынке и мы могли сказать, что не знаем, чего от них ожидать. При возникновении форс-мажора мы моментально все подключаемся к одному чату, вырабатываем общую позицию. Мы ориентируемся в том, что происходит у каждого из нас, и стараемся принять и довести до руководства единое взвешенное решение.

В частности, когда произошел переворот в Турции, у нас, если помните, один самолет развернули - он утром вылетел из Караганды. Потом в Алматы отменили регистрацию, хотя люди уже ее прошли. Представьте, если бы у нас не было такого сообщества, какая бы началась паника. Но мы прекрасно понимали, что нужно время, чтобы выбрать правильное решение, и постоянно были на связи с нашим Комитетом гражданской авиации, с МИРом. Это все показывает, что такой фонд сегодня нужен, потому что мы бы тогда имели понятие, сколько людей у нас на тех или иных курортах находятся. И, не имея никаких гарантий, нельзя работать на таком рискованном рынке. Слава богу, что государство у нас периодически берет на себя эти функции, но вообще рынок должен саморегулироваться и сам себя защищать. Наше время показывает это.

- Инна, как игроки рынка отнеслись к этой инициативе? Не станут ли для них эти взносы и банковские гарантии тяжким бременем?

- На самом деле все серьезные туроператоры понимают и однозначно поддерживают. Но есть категория таких компаний, которые не хотят, чтобы в этот момент происходила легализация их деятельности. Они начинают придумывать, что этот фонд – грабеж, что неизвестно, куда деньги будут уходить, а на самом деле они просто не хотят, чтобы был виден объем их работы. Если фонд начнет существовать, им не удастся скрыть, сколько человек у них уехало, кому они отдали деньги – нам или иностранному оператору. На самом же деле это самый настоящий щит для всего рынка, это вернет доверие казахстанцев к нашим турфирмам.

P.S. Отметим, что накануне, 3 августа, Национальная палата предпринимателей запустила официальную группу в Facebook «Управление - Туризм - Бизнес», в которой казахстанцы смогут оставлять свои предложения и комментарии по развитию и проблемам туристской индустрии в стране.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.